Сборка радиатора отопления своими руками: соединение секций и крепление

Приступим к сравнению биметаллических и алюминиевых радиаторов

Что из себя представляет каждый вид радиаторов

1. Алюминиевые радиаторы, аккуратные и стильные, состоят из нескольких секций, соединенных ниппелями. Прокладки, имеющиеся между секциями, дают нужную герметичность. Ребра, расположенные с внутренней стороны, позволяют значительно увеличить площадь отдачи тепла до 0,5 метров квадратных. Изготавливают радиаторы двумя методами. Экструзионный метод дает дешевые и легкие изделия не самого высокого качества (в Европе таким методом не пользуются). Дороже, но долговечнее будут радиаторы, сделанные методом литья.

Один из видов алюминиевых радиаторов.

2. Биметаллические радиаторы делаются из двух различных металлов. Корпус, оснащенный ребрами, изготавливается из алюминиевого сплава. Внутри этого корпуса имеется сердечник из труб, по которым протекает теплоноситель (горячая вода из системы отопления). Эти трубы производятся либо из стали, либо из меди (причем последние у нас практически не встречаются). Диаметр их меньше, чем у алюминиевых моделей, поэтому больше вероятность засорения.

Внешний вид биметаллического радиатора весьма эстетичен, а дизайн удовлетворяет самые изысканные запросы. Все стальные его компоненты спрятаны внутри.

Как выбрать биметаллические радиаторы — критерии выбора и расчет необходимого количества

Что даст больше тепла – биметалл или алюминий?

Если сравнить теплоотдачу, то алюминиевые батареи сразу вырвутся вперед. У них одна секция способна дать более 200 ватт тепловой энергии. Причем половина тепла отдается в виде излучения, а вторая половина – конвекционным способом. Благодаря ребрам, выступающим с внутренней стороны секций, отдача тепла еще возрастает. Так что в этом плане нет равных алюминию. Заметим, что у него еще и минимальная тепловая инерция. Включил батареи – и через 10 минут в комнате уже тепло. В частном доме это позволяет хорошо сэкономить.

Рассмотрим теперь биметаллические приборы. Отдача тепла от одной секции зависит от модели и от изготовителя. Она несколько ниже, чем у полностью алюминиевого радиатора. Ведь сердечник из стали способствует снижению общей теплоотдачи, которая может быть на одну пятую меньше, чем у алюминиевого радиатора таких же габаритов.

Что касается способа отдачи тепла, то он тоже включает в себя конвекцию и тепловое излучение. И тепловая инерция у них тоже небольшая.

Алюминиевые + | Биметаллические —

О способности выдержать большое давление (особенно гидроудары)

Тут алюминий подкачал – цифры его рабочего давления не очень впечатляют. Всего лишь от 6 до 16 (некоторые модели до 20) атмосфер, чего может не хватить для выдерживания скачков давления в центральном отоплении. А от гидроудара и вовсе спасения не будет – лопнут батареи, словно пустые ореховые скорлупки, и будет в квартире большой горячий потоп. Поэтому не стоит рисковать – в многоэтажках не ставят алюминиевые радиаторы.

Биметаллические модели, имеющие внутри прочный стальной сердечник, к напору большого давления подготовлены вполне. От 20 до 40 атмосфер – это вполне неплохо. Даже если кран на насосной станции будет при аварии на трассе закрыт или открыт молниеносно они не повредятся. Именно биметаллические радиаторы наиболее надежны при нестабильном давлении в системе, когда вероятно возникновение гидроударов.

Алюминиевые + — | Биметаллические +

Плюсы и минусы обогревателей из алюминия

Алюминиевые радиаторы стали частыми «гостями» частных домов и квартир в домах с централизованным отоплением.

Это стало возможным благодаря тем качествам, которые завоевали сердца потребителей во всем мире:

  1. Алюминий является одним из лучших проводников тепла, отдавая его в окружающее пространство двумя способами: излучением и тепловой конвекцией. Эта возможность особенно востребована в отопительных системах с нестабильным напором носителя.
  2. Сборка секций алюминиевых радиаторов возможна без привлечения дополнительных сил. Так как их небольшой вес позволяет все сделать своими руками. Их легко как перевозить, так и устанавливать.
  3. Эти батареи способны выдерживать давление от 16 до 25 атмосфер, что делает их желанными на местах, которые занимали чугунные «гармошки». Существуют 2 вида алюминиевых радиаторов. Один из них подходит для автономных отопительных систем, где нагрузка редко превышает 10 атмосфер. Второй – для батарей, подключенных к централизованному обогреву, где случаются перепады до 15 атмосфер.
  4. Алюминиевые радиаторы стоят намного ниже стальных или биметаллических аналогов. Это один из самых важных факторов, который привлекает потребителей.
  5. Они легко регулируются, что позволяет создавать необходимый микроклимат в помещении и экономить при этом средства на обогреве.
  6. Они обладают привлекательным дизайном, который легко вписывается в любой интерьер.

Эти качества сделали батареи из алюминия востребованными во всем мире, несмотря на то, что у них есть незначительные недостатки:

  1. Алюминий неустойчив к образованию коррозии, но современные радиаторы обрабатываются специальными средствами, которые предотвращают ее появление. Но даже после обработки подобные обогреватели лучше держать заполненными теплоносителем, что трудно сделать в централизованной системе отопления, где сброс воды производится после каждого окончания сезона. Именно поэтому алюминиевые батареи больше востребованы в автономных системах, где подобных сбросов нет.
  2. Батареи этого вида склонны к завоздушиванию, поэтому в начале отопительного сезона из них нужно стравливать лишний воздух.
  3. Резьбовое соединение в алюминиевых моделях слабое и при сильном гидравлическом ударе на местах стыка может появиться течь. Устранить этот дефект можно, только зная, как собрать алюминиевый радиатор отопления с применением дополнительных прокладок.

Этот вид радиаторов выпускается в двух видах: цельный и секционный. Второй наиболее распространен в частных домах и квартирах.

Как самостоятельно разобрать радиатор отопления

  • Разборка чугунных радиаторов отопления
  • Разборка алюминиевых радиаторов отопления

Необходимость разобрать радиаторы отопления возникает в случаях, когда они стали подтекать, одно из ребер дало трещину или лопнуло. В старых застройках, когда еще не стоял вопрос об энергосбережении, монтировались радиаторы, в которых ребер установлено было больше, чем этого требуется, поэтому лишние ребра нужно удалить.

Устройство радиатора отопления.

Прежде чем разбирать радиаторы отопления, независимо от их типа, следует убедиться, что в трубы не подается вода. Работу желательно выполнять вдвоем.

Если система отопления смонтирована на полипропиленовых или металлопластиковых трубах, разбираются соединительные муфты.

Если система отопления смонтирована из стальных труб, нужно попытаться раскрутить сгоны на входе и выходе секций. Если не удастся, а так часто случается в квартирах старой постройки, сгоны нужно срезать болгаркой или автогеном.

Остается снять батарею с крюков, которыми он крепится к стене, и положить на ровную поверхность.

Разборка и сборка алюминиевого радиатора своими руками

Прежде чем разобрать батарею, нужно определить, материал центральной части. Если медная – существует риск деформации торцов у горизонтальных трубок. Повреждение нарушит герметичность радиатора.

Для предупреждения повреждения сердцевины, нужны два ниппельных ключа. После срыва соединительных гаек, нужно работать ими одновременно. Если второго ключа нет, допустимо поворачивать по отдельности, максимум на один оборот.

Отключение от сети отопления

Прежде чем приступить к разборке радиатора от сети отопления, необходимо посмотреть, есть ли отсечные краны. Если нет – не получится избежать приглашения работника ЖКХ для отключения стояка. В отопительный сезон, после перекрытия стояка, требуется выждать некоторое время, горячая вода должна остыть. Теплоноситель сливают, начинают убирать секции. После завершения демонтажа, поверхность радиатора промывается проточной водой.

Как разобрать и собрать батарею

Снимать алюминиевые батареи нужно в таких ситуациях:

полная замена системы;
наращивание или снятие секций;
устранение протеканий.

Все действия реализуются в следующей последовательности:

Сброс теплоносителя из системы Когда разбор проводится в отопительный сезон, важно выждать время для остывания теплоносителя. Откручивание муфты гаечным ключом – она соединяет шланг между батареей и трубой отопления

После отключения батареи, ее освобождают от остатков воды, кладут на ровную поверхность передней стороной вверх. Снятие фильтра, промывка. Важно сделать незамедлительно, грязь начинает застывать, убрать ее вскоре станет невозможно. Разбор по секциям Секции соединены ниппель гайками. Для снятия требуется специальный ключ, гайки проворачивают против часовой стрелки

Важно делать работу осторожно, иначе сформируется перекос. После разбора детали промываются, собираются в той же последовательности

После разбора детали промываются, собираются в той же последовательности.

Процесс разборки

Для купирования течи в алюминиевом радиаторе, нужен раствор эпоксидной смолы с небольшим количеством бронзового порошка. Работать со смесью потребуется быстро – застывание происходит за несколько минут, поэтому место протечки заранее зачищается и готовится.

Как собрать алюминиевый радиатор

Радиатор собирают в обратном порядке. Секции выкладывают на ровную поверхность. Когда батарея не новая, откручивается торцевая заглушка, кран Маевского.

Прежде чем начинать установку, нужно проверить резьбу, пазы, чтобы они были в рабочем состоянии, не было сколов, перепадов. На установленных секциях прогоняется резьба – вкручивается и выкручивается ниппель. Иногда, под слоем краски, перед резьбой располагается прокладка. Торец протирается мелкой наждачкой, при обнаружении прокладки, ее срезают острым лезвием или ножом.

Алюминиевая батарея в разрезе

Прежде чем наращивать секции, торцы зачищаются до гладкости, важно снять заводскую краску. Под воздействием воды, краска начнет слоиться, трескаться, в микротрещины будет сочиться вода, независимо от состояния прокладок. Зачистка дает гарантии бесперебойной эксплуатации системы

Зачистка дает гарантии бесперебойной эксплуатации системы.

Для улучшения герметичности, торцы дополнительно обезжиривают, например, бензином. То же проделывают с прокладками – моют мыльным раствором. При заполнении системы водой, обезжиривание необязательно. Для систем на антифризе проводить работу нужно в обязательном порядке. Антифризы отличаются хорошей текучестью, просачиваются в микротрещины. Сборку начинают после полного высыхания.

Последовательность работ:

  1. Ниппель гайки наживляют на половину оборота. На ниппель сверху одевают термостойкие паронитовые или силиконовые прокладки для герметизации стыков.
  2. Взять секцию, плотно приставить к гайкам, проверив плотность стыковки.
  3. Ключ вставляется в верхнее отверстие, закручивается на 1 — 2 оборота. Крутить нужно руками.
  4. Сделать то же для нижнего отверстия, повторить поочередно несколько оборотов, притягивая одновременно 2 гайки.
  5. После ручной стяжки, допустимо воспользоваться рычагом – в два этапа на каждом из ниппелей. Не нужно прикладывать чрезмерных усилий, чтобы не сорвать резьбу, алюминий податливый металл.
  6. Когда секция собрана, на неиспользованные отверстия накручиваются заглушки с одной стороны, и кран Маевского с другой. Кран помогает спускать воздух из системы.

Как собрать алюминиевый радиатор

Собираем в обратной последовательности. Секции располагаем на ровной поверхности (подходящих размеров стол или просто кладём на пол). Если радиатор не новый, откручиваем торцевую заглушку и кран Маевского.

Перед монтажом следует хорошо исследовать резьбы и пазы, они должны быть качественными, без сколов и перепадов. На монтируемой секции для пробы «прогоняем» резьбу вкручивая-выкручивая ниппель

Здесь нужно обратить внимание на то, что перед резьбой под слоем заводской краски может находится прокладка. Потрите слегка торец мелкой наждачной бумагой, если она там обнаружится, то её нужно аккуратно срезать ножом с острым лезвием

Так алюминиевый радиатор выглядит в разрезе

Перед тем, как добавить секции радиатора отопления, обязательно зачищаем торцы до гладкой поверхности. Снимаем даже заводскую краску. На торцах радиаторов она не нужна, а только будет способствовать раннему проявлению течей. Под краску рано или поздно начнет просачиваться теплоноситель. В случае с незамерзающими жидкостями это произойдет очень скоро, если используется в системе вода, то не очень, но произойдет обязательно. И тогда между секциями начнет подтекать теплоноситель, хотя прокладки еще в идеальном состоянии. А все дело в том, что краска на торцах расслоилась или ее разъело, появились микротрещины. Так что обязательно зачищаем торцы до чистого металла, но используем мелкую наждачную бумагу, чтобы поверхность металла была гладкой и без царапин. Это гарантирует эксплуатации системы без течи в радиаторах.

Для лучшей герметичности торцы потом нужно обезжирить (можно бензином). Обезжиривают также и прокладки, но их нужно вымыть обычным мыльным раствором. Для системы, которая будет заполняться водой обезжиривание — необязательная процедура, а для систем, которые будет работать на антифризах ее проводить нужно. Антифризы имеют большую текучесть и просачиваются в самые мельчайшие поры. После того, как все высохнет начинаем собирать алюминиевые радиаторы.

Затем наживляем на пол-оборота обе ниппель-гайки. Сверху на ниппель одеваются термостойкие паронитовые (силиконовые) прокладки для герметизации стыков. Теперь берём секцию, которую нужно прикрутить и плотно приставляем к гайкам, проверяя плотность их прилегания. Далее, вставляем ключ в верхнее отверстие и закручиваем на 1-2 оборота. При этом пока не пользуемся рычагом. Крутим руками. Затем проделываем ту же операцию и в нижнем отверстии. Повторяем несколько раз, поочередно на несколько оборотов затягивая обе гайки.

Секции откручиваем постепенно, на один -два оборота гайки то снизу, то сверху

Закручиваем настолько, насколько хватит сил. Только после ручной затяжки можно пользоваться рычагом. Это нужно делать в два этапа на каждом ниппеле. Чрезмерных усилий лучше не прикладывать при финальной затяжке ниппелей, поскольку можно легко сорвать резьбу: алюминий мягкий металл, не забываем.

Если секция собрана полностью, на неиспользованные отверстия с одной стороны накручиваем заглушку, а с другой — кран «Маевского» (для выпуска воздуха из системы). Теперь вы знаете, как собрать секции радиатора отопления и при необходимости сможете дорастить несколько секций.

Основные причины неисправности

Прежде чем приступать к ремонту радиатора, следует разобраться с причиной, вызвавшей неисправность. Как показывает практика, основных поводов для поломки биметаллической батареи несколько:

  • Неправильно выбрана модель. Если не соотнести показатели отопительной системы с техническими характеристиками батареи, то может получиться так, что они не подходят друг другу.
  • Неправильное подсоединение к системе. Например, если трубы или переходники к ним медные, а корпус у радиатора алюминиевый, то соприкосновение этих металлов спровоцирует образование коррозии.
  • Слишком грязный теплоноситель может даже самые дорогие и качественные отопительные устройства вывести из строя, оставляя в течение многих лет на их стенках отложения в виде взвесей и мусора. Когда биметаллические радиаторы отопления не прогреваются полностью, самой частой причиной этого становится их засорение.
  • «Разболтанность» ниппелей и прокладок часто вызывают не только смены температур, но и гидроудары. Первые нужно периодически проверять и подкручивать, а вторые менять.
  • Когда в батареях слышен шум, причиной может стать завоздушенность, но на вопрос, почему биметаллические радиаторы щелкают, лучше отвечать специалистам. Причина может быть вызвана внутренними повреждениями, которые смогут определить только работники теплосети при помощи специальной аппаратуры.

Производить ремонт биметаллических радиаторов отопления в отопительный сезон можно только при проявлении следующих признаков:

  • Батарея не греет или нагревается только в одной части.
  • На стыках соединений или в самой батарее появилась течь.
  • Сильные шумы и треск в системе отопления.

Если видимых причин того, почему не греют биметаллические радиаторы, нет, то следует вызвать мастеров, которые при помощи специальных приборов обнаружат поломку. Только если установлена причина плохой работы батареи, можно приступать к ее демонтажу и ремонту.

Прочистка радиатора

Как снять батарею, мы уже рассматривали выше. Поэтому теперь остаётся только занести её в ванную комнату (если вы проживаете в квартире) либо вынести её во двор. Учтите, что вам потребуется также деревянный поддон или что-то наподобие этого приспособления, чтобы на него ставить радиатор. Этот приём используется для того, чтобы избежать нанесения радиатору царапин или вмятин.


Недорогой отопительный прибор с отменным внешним видом и очень хорошей теплоотдачей

Футорки с батареи откручиваем только в ванной комнате. В противном случае вы можете залить пол водой, которая имеет достаточно неприятный запах. Чтобы промыть батарею, достаточно подвести к ней шланг и включить воду под напором. Если таким образом не получается избавиться от засора, следует применить раствор уксуса, на 70% разведённый с водой. Закройте нижнюю футорку, чтобы через отверстие не выходил уксусный раствор. Залейте его внутрь батареи и дайте настояться несколько часов. После этого откручиваем футорку, сливаем грязь и промываем водой.

Перед тем как возвращать радиатор на прежнее место, прочистите место резьбы сухой тряпкой. После этого рекомендуется нанести на футорки паклю с краской. Если у вас установлены более современные батареи (не из чугуна), паклю можно не использовать, заменив её плёнкой.

Как видите, работы по очищению и наращиванию дополнительных секций на батарею вполне можно выполнить самостоятельно, не прибегая к помощи специализированных бригад

Важно соблюдать последовательность выполнения работ, а также проявлять максимальную аккуратность, осторожность и внимательность. Если вы сталкивались с таким типом работ или только планируете нарастить несколько секций батареи в своём доме, обязательно поделитесь с нами и нашими читателями своим опытом или размышлениями на эту тему!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

Устройство и материал изготовления

Если биметаллический радиатор рассматривать в разрезе, видно, что он выполнен из двух видов металлов:

  • основа сделана из стальных труб, внутри которых движется теплоноситель;
  • снаружи каркас покрыт алюминиевым кожухом.

Крепкая жёсткая сталь, стойкая к коррозии, успешно выдерживает высокое давление.

Алюминий быстро прогревается и отдаёт тепло в помещение. Рёбра на кожухе направляют потоки тёплого воздуха. Такое сочетание усиливает положительные стороны двух видов металла и нивелирует их недостатки.

Сборный тип радиаторов скрепляют между собой с помощью ниппелей и каучуковых прокладок. Такие соединения выдерживают давление до 35 атм. и температуру теплоносителя до +200℃. Литые выполнены без внутренних соединений и считаются менее проблемными в эксплуатации.

Как разобрать, нарастить и собрать радиатор отопления

Алюминиевые, биметаллические, чугунные радиаторы собраны по одному и тому же принципу: секции в верхней и нижней части соединены между собой ниппель-гайками. Ниппель-гайки — это полые кольцеобразные гайки с внешней резьбой. Резьба нанесена на оба конца. Внутри каждой сделаны специальные пазы. В них при сборке-разборке вставляется ключ, вращая который происходит стягивание либо разъединение (в зависимости от направления вращения) обеих секций. Герметизацию обеспечивает прокладка из паронита или силикона, надеваемая сверху гайки.

Так подключается радиатор в систему

Как правило, разбирать и собирать батареи отопления нужно в следующих случаях:

  • при монтаже новой системы обогрева;
  • при необходимости добавить дополнительные секции радиатора;
  • заменить давшую протечку секцию либо прокладку.

Нужно менять прокладку, а значит, разобрать батарею, а потом ее собрать

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Усадьба в Ачинске
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: