Образовалась воздушная пробка — в таком случае как спустить воздух из радиатора отопления?

Система отопления без воздушных пробок

Чтобы в индивидуальной отопительной системе воздух не скапливался на проблемных участках, а выходил наружу, необходимо:

  • правильно спроектировать и смонтировать трубопровод, грамотно установить радиаторы;
  • использовать автоматические и ручные воздухоотводчики.

Рассмотрим, как выгнать воздух из системы отопления с естественной циркуляцией и верхней разводкой

При обустройстве трубопровода важно соблюсти такой угол наклона, при котором воздушные пузырьки свободно перемещаются вверх, в самую высокую точку контура, не скапливаясь на поворотах и пологих участках. В самой верхней точке такой системы должен быть установлен расширительный бак открытого типа, через который пузыри воздуха попадают в атмосферу

Стравливание воздуха из отопительной системы с помощью автоматического воздухоотводчика

Чтобы стравливать воздух из системы с принудительным движением теплоносителя или гравитационной системы с нижней разводкой, используется иной принцип. Под уклоном монтируются обратные трубопроводы (это упрощает слив жидкости из системы), а в верхней точке всех отдельных контуров ставят автоматические клапаны, через которые воздух сбрасывается по мере накопления.

Помимо автоматических воздухоотводчиков в системе задействуются и ручные краны Маевского. Такие воздухоотводчики монтируются на радиаторы отопления – на верхний патрубок с противоположной стороны от трубы, подающей нагретый теплоноситель. Чтобы воздух попадал в клапан, а не скапливался в верхнем коллекторе радиатора, прибор отопления рекомендуется устанавливать под небольшим углом. Сброс воздуха выполняется вручную по мере необходимости.

Как найти воздушную пробку?

В идеале система самостоятельно справляется с завоздушиванием благодаря автоматическим клапанам, через которые стравливается воздух. Обнаружив, что отдельный прибор отопления или часть контура не работают должным образом, необходимо найти место, где образовалось скопление воздуха.

Потрогайте радиатор — если его верхняя часть холоднее нижней, значит, туда не поступает теплоноситель. Чтобы выпустить воздух, откройте кран Маевского, установленный на стальном, алюминиевом или биметаллическом радиаторе, либо вентильный кран, который монтируют на чугунные батареи.

Как определить воздушную пробку в батарее

Определить место завоздушивания можно и по звуку — в нормальных условиях теплоноситель движется практически бесшумно, постороннее бульканье и звуки перелива возникают из-за препятствия в потоке .

Металлические трубы и приборы отопления простукивают легкими ударами — в местах скопления воздуха звук заметно звонче.

Избавляемся от воздушной пробки

При наличии ручных воздухоотводчиков на радиаторах, проблем с тем, как убрать воздух из батарей, не возникает. При помощи отвертки или штатного ключа немного вывинчивается шток крана Маевского, при этом под сливное отверстие подставляется подходящая емкость (достаточно полулитровой стеклянной банки). Спуск воздуха из системы отопления с помощью ручного воздухоотводчика сопровождается шипением и свистом, затем появляются брызги, после чего теплоноситель начинает течь тоненькой струйкой. На этом этапе кран Маевского следует закрыть.

Обратите внимание! Если батарея продолжает плохо греть после развоздушивания, проблема может крыться в засоре. В этом случае прибор отопления демонтируют и промывают

После установки радиатора на место заново, проверьте систему на наличие воздушных пробок.

Чтобы удалить воздушную пробку из системы отопления, если она скопилась в стороне от воздухоотводчика (ручного или автоматического), поступают следующим образом :

  1. Открывают ближайший к воздушному пузырю воздушный кран или клапан.
  2. Начинают понемногу подпитывать систему теплоносителем, чтобы жидкость за счет увеличения объема вытеснила воздушный пузырь в сторону открытого воздухоотводчика.

Автоматический воздухоотводный клапан с угловым подключением

Что делать в сложных случаях, когда пробку не убирает добавление объема теплоносителя? В такой ситуации помимо увеличения количества теплоносителя требуется добавить давления, нагрев жидкость до критических температур. Следует действовать предельно аккуратно, чтобы не ошпариться брызгами, сопровождающими сброс воздуха через автоматический клапан.

Важно! Если пробка систематически формируется на одном и том же участке трубопровода, врежьте в этом месте тройник и установите автоматический клапан

Продуваем газовый клапан

Если вы все проделали правильно, перед собой увидите газовый клапан и разъем на нем, помеченный красным кружком – место для введения воздуха.

Не пытайтесь вставить внутрь иглу! Вы можете легко проткнуть клапан, после чего его нужно будет заменить.

К тому же разъем очень маленький: игла может не пройти. Для продувания наберите в шприц воздух, герметично прислоните носик к отверстию и пустите воздух. Если операция проходит без звука или сопротивления, значит соединение не плотное. При правильном выполнении задачи вы услышите легкое шипение.

Вот и все. Теперь вы можете проверить результат, например, включив горячую воду. Если огонь загорится, вы услышите это. Так же на дисплее появится соответствующий значок, а из крана потечет теплая вода.

Будьте внимательны: первое время из крана будет вытекать вода, находившаяся в трубах, и только чуть позже – нагретая.

Соберите котел по той же схеме, которая использовалась во время разборки: закрепите дисплей, а затем – крышку. Устанавливать ее на место стоит сверху вниз.

Продувание газового клапана – нередкая задача. Если вы научитесь быстро и качественно выполнять ее, то сэкономите массу сил и времени.

Клапан автоматического сброса воздуха из системы отопления

В отопительной системе с жидкостным теплоносителем используется целый ряд специализированных элементов, обеспечивающих надежность и эффективность ее эксплуатации. К их числу относится воздушный клапан (сепаратор) для отопления. Устройство для сброса воздуха из системы отопления дает возможность удалять газы, скопившиеся в трубопроводе и радиаторах.

Когда в трубопроводе образуется воздушная пробка, она стремится к самой высокой точке радиатора или отопительного контура в целом. Если в этом месте установлен автоматический клапан для выпуска воздуха, теплоноситель из его внутренней камеры вытесняется газами.

При вытеснении жидкости поплавок опускается вниз и открывает клапан, в результате чего стравливаются газы из трубопровода отопления, и камера вновь заполняется теплоносителем.

Клапан для автоматического сброса воздуха из системы отопления со временем заиливается, зарастает накипью. Это приводит к заеданию механизма, потере герметичности клапана – через него начинает просачиваться влага. Такое устройство требует замены — автоматические воздушники не подлежат ремонту.

Количество автоматических воздухоотводчиков зависит от особенностей отопительной системы.

  • Устройство требуется для установки:
  • в составе группы безопасности котельного агрегата на выходном патрубке водяной рубашки, где теплоноситель нагрет до максимальной температуры;
  • на самой высокой точке вертикальных стояков — именно туда поднимаются и скапливаются газообразные вещества;
  • на распределительные коллекторы теплых полов, чтобы можно было стравливать воздух из контуров;
  • на П-образные петли из полимерных труб, которые обустраиваются для компенсации теплового расширения трубопровода.

Принципы выбора

Воздушные клапаны для системы отопления могут входить в состав группы безопасности или комплект коллектора для теплого пола, поставляться вместе с приборами отопления.

Автовоздушник подбирается с учетом его рабочих параметров (максимально допустимая температура и давление), они должны соответствовать характеристикам отопительной системы. По исполнению подразделяются на прямые и угловые устройства, горизонтальные и вертикальные.

  1. Краны Маевского различаются способом откручивания рабочего винта:
  2. с головкой штока под специальный ключ (неудобство состоит в том, что ключа в нужный момент может не оказаться под рукой);
  3. с несъемной рукояткой (нельзя использовать в местах, доступных детям младшего возраста, чтобы исключить опасность ожога нагретым теплоносителем;
  4. со шлицем под плоскую отвертку (самый удобный и безопасный вариант).

Чтобы оснастить отопительную систему надежным воздуховыпускным клапаном, рекомендуется выбирать продукцию известных марок. Следует избегать дешевых изделий из хрупкого силумина, имитирующего латунь.

Чем опасен воздух в отопительной системе

Растворенный в теплоносителе воздух постепенно выводит из строя стальные трубы и радиаторы, элементы котельного агрегата. Коррозионная активность воздуха, который был сначала растворен в воде, а затем выделился при нагреве, заметно превышает показатели атмосферного воздуха за счет повышенного содержания кислорода.

Скопившиеся в трубопроводе газы не только провоцируют или ускоряют коррозию металлических элементов, но и формируют воздушные пробки, которые мешают системе отопления полноценно функционировать:

Из-за газовых пробок ухудшается циркуляция теплоносителя, в серьезных случаях движение жидкости по трубам может быть полностью блокировано. В такой ситуации приборы отопления быстро остывают.
Воздушные пробки работают как теплоизолятор, и, если газы скопились в верхней части батареи, она хуже прогревается и отдает помещению меньше тепловой энергии.
При наличии воздушных пробок движение теплоносителя по контуру отопления сопровождается громкими булькающими звуками и журчанием, что нарушает акустический комфорт в доме.

Циркуляционные насосы не рассчитаны на перекачку газов, при работе с завоздушенным теплоносителем подшипник и крыльчатка насосного агрегата изнашиваются значительно быстрее.
Специальные воздухоотводные устройства позволяют решить проблемы, связанные с завоздушиванием системы отопления

Важно правильно подобрать клапаны для стравливания воздуха и грамотно определить места расположения этих элементов.

https://youtube.com/watch?v=Q4LOLnuFOoc

Как найти воздушную пробку в системах общего и индивидуального отопления

При пусковых работах, при подготовке отопления к зиме или в процессе эксплуатации можно наблюдать следующие признаки воздуха:

  • бульканье теплоносителя в трубах;
  • холодная верхняя часть батарей;
  • часть системы не работает;
  • высокое сопротивление току воды в трубах.

Откуда воздух берётся в системе:

  1. Не полностью удалён при заполнении системы.
  2. Выделение воздуха из теплоносителя при нагреве.
  3. Завоздушивание при ремонте.
  4. Постепенное проникновение воздуха через пластиковые трубы.

Определить воздушную пробку довольно просто: завоздушенная область значительно холоднее. Применяется также и метод перкуссии — труба, заполненная жидкостью, звучит при ударе иначе, чем с воздухом.

Воздух всегда скапливается в «кармане» — высокой точке. Наиболее сложными считаются завоздушивания тёплых полов: выдержать идеальную горизонталь не всегда получается, скопившийся воздух скапливается вверху трубы, а внизу продолжается циркуляция. Выгнать такую пробку практически невозможно — потребуется опрессовка под давлением.

Почему поднимается давление в котле отопления

Заполнение контура отопления производится при соблюдении точной последовательности действий, отступление от правил приводит к сбоям в работе системы. При сезонном запуске системы необходимо произвести настройку регулируемых вспомогательных элементов и зафиксировать положение вентилей в правильном положении.

Воздушная пробка в системе

При сбоях в работе системы отопления, выраженных в произвольном повышении давления, температура теплоносителя иногда понижается и возникает блокировка котла. Как следствие, в таких ситуациях, происходит разбалансировка в функционировании системы, приводящая к отказу дорогостоящих элементов.

К подобным последствиям может привести завоздушивание контура, а образовавшиеся пробки признают распространенной причиной, по которой растет давление в котле.

Возникновение воздушных пробок может произойти в силу ряда причин:

  • неисправность оборудования;
  • запуск системы произведен с нарушениями;
  • отказ автоматики;
  • образование трещин в корпусе теплообменника.

Выше указанные последствия становятся результатом пренебрежений установленными правилами эксплуатации системы отопления.

К указанным поломкам могут привести следующие действия:

  • заполнение контура ГВС осуществляется из верхней точки;
  • при запуске производится ускоренное заполнение системы водой;
  • перед запуском не проведена проверка, в которой нуждаются воздухоотводчики, а также каждый кран маевского;
  • не произведен спуск воздуха из радиаторов после ремонта;
  • вибрирующая крыльчатка, которой оборудован циркуляционный насос, медленно осуществляет подкачку воздуха, вызывая проблему с циркуляцией.

Устраняются такие неполадки путем сброса давления из контура отопления. Далее производят заполнение контура водой, осуществляемое с нижней точки

Важно учитывать, что в процессе заполнения системы необходимо держать открытыми краны, спускающие воздух. Заполнение производится постепенно без лишней спешки, а сигналом окончания процесса служит появление воды в верхней точке системы

Неисправности расширительного бачка

Расширительный бачок может выглядеть как отдельный настенный элемент, так и в виде части котла. Он предназначен для сбора излишков теплоносителя из контура отопления. При нагреве воды в системе ее объем может увеличиваться до 4-х %, а расширительный бачек предназначается для компенсации этой разницы.

Неправильный расчет объема системы может привести к установке бачка меньшей вместительности, чем необходимо для компенсации. В этом случае весь избыток воды не может покинуть систему и это становится объяснением, почему растет давление. На габариты бачка также влияет мощность установленного котла.

Скрытой поломкой считают разрыв мембраны в расширительном баке. Такое повреждение заметить можно не сразу, а тем временем незафиксированный теплоноситель может заполнить всю внутреннюю полость. Напор в контуре при этом снизится, но если, в этой ситуации, подпитать систему, то это приведет к произвольному повышению давления.

Другие причины повышения давления

В поле зрения попадают и прочие неисправности, которые могут объяснить, из-за чего растет давление в системе отопления. Если не проводить регулярную проверку показателей давления в системе, то неприметные неполадки могут стать причиной дорогостоящего ремонта.

  1. Если окажется заблокированной арматура, то в момент забора напор станет повышаться, а контрольные датчики блокируют оборудование. Во избежание последствий, вызванных этой причиной, при запуске необходимо производить осмотр вентилей и кранов, чтоб убедиться в исправности клапанов.
  2. Грязь и ржавчина, постепенно собирающаяся в системе способна засорить фильтр-сеточку. Поэтому, следует либо регулярно производить чистку этого элемента, а если не поможет промывка фильтров, то стоит установить промывной или магнитный фильтр. При правильном устройстве таких элементов напор выше допустимого не поднимается.
  3. Выйти из строя может контроллер или терморегулятор, а проблемы с автоматикой приводят к негативным последствиям. Причиной может послужить, как преждевременный износ, так и заводской дефект. Кроме всего, сбой в работе этих элементов может быть спровоцирован неверным подключением.

Такие неполадки можно вовремя определить только при условии систематического наблюдения за показаниями контрольных приборов. Они не способны резко нарушить работу системы, но способны постепенно изменять показатели, подвоя к критической точке, при которой котел работает под нагрузкой.

Причины роста давления в газовом котле

Обнаружить рост давления в газовом котле помогают, кроме показателей манометра, частый сброс воды через предохранительный клапан и блокировка работы устройства. Определив высокое давление, прежде всего, сбрасывают лишний воздух через краны Маевского и отключают котел. Причин неисправностей может быть несколько.

Нормальное верхнее значение давления обеспечивается системой путем сброса избытка теплоносителя через предохранительный клапан в дренаж

К повышению напора в газовом котле может привести повреждение перегородки вторичного теплообменника, которая служит одновременно для изоляции и увеличения площади соприкосновения двух контуров —отопления и горячего водоснабжения.

Вторичный теплообменник осуществляет забор воды из контура отопления для подготовки и подачи ГВС в двухконтурном котле. Повреждение перегородки приводит к продавливанию воды из контура ГВС в систему отопления, увеличивая давление в ней.

Вторичный теплообменник служит для обслуживания системы горячего водоснабжения. Вода для ГВС нагревается в результате контакта с теплоносителем отопительного контура. От смешивания двух контуров систему защищает металлическая перегородка, повреждение которой приводит к обмену жидкостями и нарушению нормального давления

Замена теплообменника решит проблему. Выполнить самостоятельно ремонт можно, но делать это нежелательно, так как вмешательство в работу газового оборудования требует наличия знаний и опыта в этой сфере. К тому же самостоятельный ремонт котла лишит вас права на гарантийное обслуживание.

Сбой в работе автоматики газового котла или разболтанная крыльчатка насоса, которая подсасывает воздух также увеличивает давление в газовом котле. Неполадки оборудования, которые приводят к нарушениям нормального напора, могут быть как следствие заводского брака, поломки управляющей платы, неправильно настроенной системы. Устранить такого рода проблему сможет только квалифицированный мастер.

Стравливание воздуха из общедомового контура

Если у вас нет возможности самостоятельно спустить воздух в домашнем контуре отопления, то сделать это могут, и должны, работники коммунальной службы. Вообще это выполняют ещё на стадии запуска полностью или частично сброшенного контура. Одну задвижку оставляют закрытой, а вторую открывают. Через сбросник, со стороны отопительного контура, соединённый с канализацией происходит слив теплоносителя. О том, что из системы вышел воздух можно судить по равномерному, без воздушных пузырей, водному потоку в сбросе.

ФОТО: i2.wp.comВоздух можно стравить из общедомовой системы в подвале

Как стравить воздух, если нет запорной арматуры

Жилой фонд в основном состоит из домов ещё «советской» постройки, а соответственно и радиаторы отопления в них установлены с того времени. В таких батареях не предусмотрены воздухоотводчики, а просто установлена заглушка. Вот через неё мы и будем стравливать воздух из отопительной системы. Чтобы всё прошло нормально и безопасно, следует действовать по следующему алгоритму:

  1. Перед выполнением всех работ по развоздушиванию отопительной системы сначала перекрыть стояк подачи теплоносителя.
  2. Приготовить ведро, тряпки, разводной ключ, паклю или ФУМ-ленту, а также WD-40 или растворитель.
  3. Поставить ёмкость под заглушку и обмотать ветошью батарею вокруг неё, чтобы уменьшить напор воды.
  4. Как правило, заглушки на радиаторе отопления закрашиваются с остальным обогревательным элементом. Поэтому нужно обработать стык преобразователем ржавчины ВД-40 или растворителем.
  5. После нанесения преобразователя нужно подождать 15–20 минут и попробовать открутить заглушку разводным ключом. Не стоит прикладывать больших усилий, чтобы не сорвать резьбу, и нельзя выкручивать заглушку полностью, достаточно будет отвернуть её на 1–2 оборота.
  6. Поскольку резьба может быть лево- или правосторонней, поэтому заглушку следует проворачивать в разных направлениях.
  7. Постепенно откручивая заглушку радиатора отопления необходимо прислушиваться – не пошёл ли воздух. Дополнительно можно подставить руку, чтобы ощутить воздушный поток из батареи.
  8. После того как стравится воздух, должна пойти вода. Следует спустить 5–10 литров жидкости, затем для улучшения герметичности обмотать ФУМ-лентой или паклей заглушку против резьбы и плотно закрутить её обратно.

ФОТО: vdome.clubРазвоздушивание путём откручивания заглушки на чугунной батарее

Развоздушивание отопительной системы частного дома

Не во всех частных домах установлены радиаторы отопления с кранами Маевского. Поэтому для стравливания воздуха можно воспользоваться спуском через расширительный бак закрытого или открытого типа, который является обязательным элементом каждой отопительной системы. Первый тип расширительного бачка прост в эксплуатации, а завоздушивание, как правило, является следствием снижения уровня жидкости в нём. Чтобы устранить проблему, достаточно добавить в ёмкость недостающее количество теплоносителя.

ФОТО: avtonomnoeteplo.ruДля удаления воздушного пузыря в системе отопления иногда достаточно долить жидкость в расширительный бак

Если у вас установлен расширительный бак закрытого типа, то спускать воздух придётся через радиаторы отопления. Однако перед этим нужно заполнять систему теплоносителем до тех пор, пока из контрольной трубы, выходящей из бачка, не выльется не менее 10 л жидкости. После этого снова запускаем отопление. Если развоздушить систему таким способом не удалось, то придётся стравливать воздух через радиаторы.

Стравливание воздуха из стальных радиаторов

Развоздушить стальные батареи советского образца можно посредством использования самонарезающего винта. Для этого нужно обмотать саморез у головки ФУМ-лентой и при помощи дрели или шуруповёрта закрутить его в стенку радиатора отопления. После, нужно вывернуть винт на 2–3 оборота, стравить воздух и затянуть обратно до упора. Чтобы не срезать резьбу, воспользуйтесь трещёткой на шуруповёрте. Стоит помнить, что это временная мера и после окончания отопительного сезона нужно обязательно установить на место винта кран Маевского или автоматический воздухоотводчик.

ФОТО: avatars.mds.yandex.netИногда помочь может обычный саморез

Способы удаления воздуха из трубопровода

В современных системах отопления ещё на стадии проекта присутствуют штатные средства для стравливания воздуха — воздухоотводчики, автоматические или ручного применения, поэтому при правильном монтаже и укомплектовании отопительного оборудования продуть воздушную пробку не составляет труда.

Если отопление смонтировано открытым контуром, то воздух из него можно спускать через расширительный бачок, являющийся самой высоко расположенной точкой системы – открывается кран подачи, и газы из трубопровода будут вытеснены теплоносителем в бак, что проявится выходом туда пузырей воздуха. После этого уровень воды в бачке доводится до нормы.

В закрытых контурах с принудительной циркуляцией возможность сброса воздуха обеспечивается следующим образом:

  • трубы подачи горячего теплоносителя монтируются от главного стояка к удалённым с уклоном вверх, обеспечивая выделяющемуся из воды воздуху попутное воде движение;
  • в самой верхней точке трубы подачи монтируется воздухоотводчик.

В трубопроводе такой конструкции возможность продуть пробку теплоносителем обеспечивается также и другими воздухоотводчиками, устанавливаемыми в верхних точках других участков сети.

При необходимости ремонта опорожнение системы производится через обратный трубопровод, устраиваемый с уклоном, величина которого обеспечивает полный слив воды.

Устройство воздухоотводчиков

Устанавливаются они в критических точках – как правило, самых высоких местах пролётов трубопровода и в верхней части радиаторов.

По способу экслуатации воздухоотводчики производятся двух видов:

  • ручного управления – запорный клапан игольчатой конструкции (в обиходе — «кран Маевского»);
  • автоматические.

Клапаны сброса воздуха из системы отопления бывают разными также по размерам, конструкции и материалам исполнения, но их назначение общее – вывод газов.

Воздухоотводчики ручного управления – это примитивное по конструкции, но надёжное устройство выпуска воздуха из системы, устанавливаемое в основном на радиаторы отопления в верхней их части. Модели могут отличаться размером монтажной резьбы и дизайном.

Устройство характеризуется простотой эксплуатации – открывается обычной отверткой, а его спускное отверстие при помощи регулировочного барашка можно направить в направление, удобное для приёма воды в конце операции.

Стравливание воздуха производится при включенном отоплении, когда давление в системе достигло рабочей величины. После плавного открытия крана Маевского из сливного отверстия сначала пойдёт воздух, затем холодная вода, и так попеременно. Спуск прекращают, когда из отверстия пойдёт горячий теплоноситель постоянной температуры без воздуха, и клапан закрывают.

Нештатные способы удаления воздушной пробки

Встречаются ситуации, когда шаг опор трубопровода значителен, и труба провисла на пролётах, образовав волнистый контур с куполами-пазухами без воздухоотводчиков. Воздух в таких трубах отопления скапливается в пазухах, что делать?

Если трубопровод малого диаметра, то под него устанавливают дополнительные опоры, чтобы выровнять профиль. После этого газ из пазух будет вытеснен водой, и его удаляют через расширительный бачок или воздухоотводчики.

Если же трубопровод значительного диаметра (50 – 100 мм), да ещё и стальной, то выравнивание его профиля – очень трудоёмкий процесс. В таких случаях в верхнюю часть «купола» трубы вкручивают до упора самосверлящий винт с уплотнительной прокладкой, после чего чуть выкручивают его для стравливания воздуха и вновь закручивают до упора.

Как вручную спустить воздух из системы, если давление теплоносителя высокое

В этой ситуации необходимо предварительно перекрыть вентиль подачи воды в систему и выпустить пробку стандартным способом, но открывая клапан Маевского медленно, не допуская резкого выброса газа или воды.

Что делать, если ручной воздухоотводчик не отворачивается

Если резьбовое сопряжение спускного винта прикипело, и он не отворачивается, необходимо капнуть на него керосином, тормозной жидкостью или брызнуть специальным средством WD-40

Выждав необходимое время, винт осторожно обстукивают молотком и поворачивают ключом

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Усадьба в Ачинске
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: