Разборка старого радиатора
Вообще, процесс разборки старого чугунного радиатора отопления осуществляется точно так же, как и нового. Но проблема в том, что все соединения со временем покрываются накипью и практически спаиваются друг с другом. Вследствие этого обойтись одним лишь сантехническим радиальным ключом становится просто невозможно.
Кроме того, в работе появляется дополнительный пункт — промывка. Старый радиатор, в любом случае, забит изнутри всякой грязью. Поэтому, если уж вы взялись его усовершенствовать. то необходимо позаботиться об очистке оборудования, это позволит ему работать гораздо дольше и качественнее.
Производить промывку желательно на улице, так вы убережете ванну от повреждений. Процедура осуществляется с помощью обычной проточной воды, ничего сложного в этом нет. А вот дальнейший процесс может весьма озадачить. Если вы обнаружили, что гайки крепко сроднились с радиатором и не желают с ним разлучаться, то можете применить три разных способа для того, чтобы разбить этот союз:
прикипевшее соединение можно разделить с помощью нагрева. Для этого вам понадобится или паяльная лампа, или строительный фен. Первый вариант гораздо эффективнее в работе, но и второй может дать необходимый результат. С помощью этого вспомогательного оборудования прогрейте необходимое вам место соединения по периметру, а затем сразу попробуйте удалить гайку, не дожидаясь остывания. Если сразу не помогло, повторите ту же процедуру еще несколько раз, после каждого захода снова пытаясь разобраться с проблемой. При этом учтите, что работа с раскаленным металлом очень опасна. не забудьте обезопасить себя с помощью защитной одежды — рукавиц и фартука — и специальных очков;
если предыдущая процедура не помогла, то придется пытаться решить задачку более радикальным методом — распилом. В качестве инструмента для этого вам понадобится ножовка по металлу или болгарская пила. Болгарка прекрасно справляется с распиливанием металла, но тут снова следует учесть хрупкость чугунной батареи — если пилить одно и то же место слишком долго, то материал может просто растрескаться, и придется выбрасывать весь радиатор. Чтобы подобного не произошло, следует делать пропилы поэтапно, давая батарее немного отдохнуть после каждого захода. А вообще. если у вас есть возможность потратить значительное количество времени и сил, то лучше воспользоваться для распила ножовкой по металлу. Конечно, это гораздо более муторный и долгий процесс, чем в случае с болгаркой. Но зато отсутствует риск повредить радиатор в тех местах, где это вовсе не требуется;
третий вариант еще более брутален. Если нагрев не помог решить проблему, а распил по каким-то причинам невозможен, то выход один — просто разбить нужную секцию. Это делается с помощью кувалды. Естественно, лупить со всего размаха не стоит, поскольку в этом случае вы останетесь без батареи. Действовать нужно аккуратно и не торопясь, начиная с середины секции и постепенно доходя до места ее соединения с соседней. Как и в случае с паяльной лампой, не забудьте надеть защитные очки — даже при аккуратном разбивании есть риск того, что какой-нибудь из осколков резко отскочит.
Дорогие читатели, теперь вы знаете, как правильно разобрать чугунную батарею, даже если она втрое старше вас и яростно желает сохранить свою целостность. Сборка осуществляется, в общем-то, точно так же, но в обратном порядке.
Даже если радиатор совсем новый, все места соединений перед сборкой необходимо тщательно зачистить с помощью наждачки. А уж в случае со старой батареей это вообще обязательная процедура. Кроме того, желательно заменить все прокладки. Если до этого стояли резиновые, то замените их на более современные, сделанные из силикона или паронита. Эти материалы гораздо меньше подвержены деформации и обладают очень большим сроком эксплуатации.
Как вы уже поняли, самое важное в процессе разборки чугунного радиатора отопления — это аккуратность. Хрупкость материала требует исключительно неспешного подхода
Кроме того, не забывайте и о безопасности, которая, как известно, превыше всего
При правильном подходе к процессу ваш чугунный радиатор будет служить долго и качественно. Успехов!
Кроме того, не забывайте и о безопасности, которая, как известно, превыше всего. При правильном подходе к процессу ваш чугунный радиатор будет служить долго и качественно. Успехов!
Как разобрать чугунную батарею отопления по секциям
Перед тем, как разобрать чугунный радиатор отопления, необходимо заготовить набор инструментов:
Ключ для разборки чугунных батарей (5/4 дюйма для старых приборов и дюймовый – для новых);
Разводной ключ второго или третьего номера;
Мел;
Дюймовая труба длиной 50-100 см.
Также нужно найти удобную площадку, на которой можно будет разбирать радиатор. Хорошим вариантом будет прочный деревянный щит, положенный на ровную площадку. Батарея укладывается на этот щит горизонтально, и можно приступать к разборке.
Технология разборки радиатора выглядит следующим образом:
В первую очередь нужно понять, в какую сторону откручиваются глухие пробки, после чего их нужно отвернуть. Перед тем, как разобрать батарею отопления, необходимо отметить на ключе длину до выкручиваемого ниппеля. Чтобы сделать это, ключ кладется на батарею, и его край доводится до той точки, где находится втулка. На ключе при помощи мела по кругу делается отметка, до которой ключ вставляется в батарею. Далее нужно разбираться, в какую сторону должен вращаться ключ для чугунных батарей – они могут иметь как левую, так и правую резьбу. Соответственно, при вращении в разные стороны секции батареи будут расходиться или сходиться. Направление вращения определяется при помощи футорки, которая вворачивается с той же стороны, куда впоследствии будет вставляться ключ. При правой резьбе футорка вкручивается по часовой стрелке, поэтому направление вращения ключа при раскрутке будет противоположным. С левой резьбой ситуация меняется с точностью до наоборот. Непосредственно раскрутка радиатора начинается с первой секции. Первым делом нужно сорвать резьбу поочередно на обоих ниппелях (как правило, достаточно всего лишь половины оборота ключа)
Далее батарея постепенно раскручивается с каждой стороны так, чтобы расстояние между секциями составляло около 0,5 см
При раскрутке очень важно соблюдать указанный зазор между секциями – если раскрутить батарею с одной стороны сильнее, то есть немалая вероятность того, что резьба заклинит. В процессе раскручивания на ключ стоит надеть трубу, чтобы уменьшить требуемые усилия
По такой технологии разбирается любой современный радиатор. Зачастую на таких отопительных приборах имеются заглушки с промаркированным направлением резьбы.
Сборка и разборка радиаторов отопления.
Для того, чтобы нарастить радиатор вам понадобится пара ниппелей, пара прокладок, ключ и желательно иметь помощника. Скручивать радиаторы одному крайне неудобное занятие. Для начала осмотрите торцы секций. Слой краски на торце может быть толстым и его необходимо будет зачистить при помощи ножа. На торце не должно остаться никаких наплывов и неровностей. Это в основном касается китайских приборов отопления, а у европейских слой краски обычно тонкий, ровный и не требует доработки ножом.
После обработки торцов вы должны увидеть следующую картину:
Только не нужно использовать для зачистки торца напильник! Вы можете повредить плоскости торцов и они перестанут обжимать прокладку.
Теперь покажу краткую фото-инструкцию по сборке/разборке радиатора. Итак, приступим:
Положите радиатор на стол лицевой стороной вверх. Потом вставьте в него ключ до того стыка, который нужно раскрутить. На данном рисунке ключ нужно крутить в сторону оребрения.
Немного открутив один стык, переставляйте ключ (в нижний или в верхний) и повторяйте операцию. В конце должен быть следующий результат:
Выкручивайте ниппеля до конца и все! Радиатор разобран!
Сборка радиатора осуществляется в обратном порядке. Смотрим следующие фото:
Здесь торцы секций уже зачищены и на ниппеля надеты прокладки. Идем дальше!
Ниппеля скручивают поочередно. При этом необходимо сжимать радиатор, чтобы ниппель одинаково заходил в обе секции. Иначе стык будет течь. Затем начинаем поочередно стягивать стыки. Делать это нужно по чуть-чуть, переставляя ключ с одного стыка на другой. Если вы резко закрутите один стык, то второй закрутить не получится из-за перекоса ниппеля. Он просто не пойдет по резьбе. Все должно быть так, как изображено ниже:
После того, как секции сомкнутся, вам необходимо с усилием протянуть стыки. Без этого они будут подтекать. Слишком много сил прилагать не надо, иначе можно сломать ключ или он проскользнет в ниппеле и вы нанесете себе травму его ручкой. К сожалению у меня не было возможности снять собственное видео по сборке-разборке радиатора, поэтому приходится пользоваться чужим, но как только будет возможность я его заменю на свое:
Для разнообразия давайте посмотрим как разбирают чугунные радиаторы:
https://youtube.com/watch?v=RQrXXRsSTWk
Подбор вида обвязки
Схема обвязки радиаторов отопительной системы подбирается исходя из следующих факторов:
- типа системы, подающей тепло в помещение;
- способа соединения радиатора с центральными магистралями.
Определение типа системы
Прежде чем приступать к подбору обвязки отопительного оборудования необходимо определить тип системы отопления помещения. В настоящее время применяются следующие типы:
- однотрубные системы;
- двухтрубные системы.
Однотрубное отопление – это система, в которой все отопительное оборудование связано одной трубой. Теплоноситель последовательно попадает в каждый радиатор и возвращается в котел по одному замкнутому контуру.
Отопительная система с одним замкнутым контуром
Преимуществами однотрубной отопительной системы являются:
- сбалансированность системы, что позволяет добиться равномерного прогрева всех подключенных радиаторов;
- увеличенная скорость прогрева;
- эстетичный вид и минимальное количество занятого пространства;
- простота монтажа;
- экономия на материалах.
К недостаткам можно отнести:
- взаимосвязанность всех элементов системы, что приводит к невозможности выполнения ремонтных работ одного из них без отключения другого;
- сложность регулирования температуры теплоносителя;
- необходимость установки насоса с большим показателем мощности.
Двухтрубное отопление включает в себя два магистральных трубопровода. Один доставляет теплоноситель к радиаторам, а второй – возвращает к отопительному оборудованию.
Отопительная сеть с двумя магистральными трубопроводами
Достоинствами такой системы являются:
- одинаковая температура всех радиаторов, так как теплоноситель на отдельную батарею поступает непосредственно из отопительного прибора;
- возможность сооружения системы с меньшим внутренним давлением, что позволяет устанавливать оборудование меньшей мощности.
Наиболее существенным недостатком является стоимость системы. Принято считать, что затраты на приобретение материалов увеличиваются в 2 раза. На самом деле данное утверждение неверно, так как при однотрубной системе требуются меньшее количество труб, но с большим диаметром, а для двухтрубной – наоборот.
Однотрубная система отопления организована практически во всех многоквартирных домах старой постройки. Также ее целесообразно устанавливать в дачных домиках, площадью до 150 м². В новых домах и загородных коттеджах устанавливается двухтрубная система.
Варианты подключений
Способы подключения радиаторов также зависят от расположения труб в частном или многоквартирном доме. Выделяют:
боковое соединение, при котором входящий и отводящий патрубки располагаются с одной стороны радиатора. Такой тип отличается минимальными затратами на обустройство подключения (последовательное соединение), эстетичностью и минимальными потерями тепловой энергии. Как правило, применяется в большинстве многоквартирных домов;
Боковое подключение радиатора
диагональное соединение. В отличие от предыдущего случая ввод и вывод располагаются с противоположных сторон батарей отопления. Основное преимущество – возможность равномерного прогрева радиаторов с большим количеством секций (от 12 штук);
Диагональное подключение батареи
нижнее соединение – входящий и выводящий патрубки подводятся снизу. Достоинствами такого способа является эстетичность и возможность вмонтировать магистрали с пол или стену. К недостаткам относятся значительные потери тепловой энергии, находящиеся на уровне 1 % – 15%.
Ремонт алюминиевых радиаторов>
Как разобрать?
После того, как батарея была благополучно демонтирована, можно приступать к разборке ее на секции.
Последовательность действий при этом следующая:
- Первым делом нужно отвинтить ниппели, для чего гаечным ключом правый проворачивается против часовой стрелки, а левый – по часовой. Эту процедуру необходимо производить очень аккуратно, так как ниппель мог «прикипеть» к радиатору, а сорвав его неосторожным движением, можно выбрасывать сразу 2 секции.
- Поочередно открутить тем же образом ниппели на всех секциях.
- Движения гаечным ключом проводятся последовательными оборотами, а поочередное снятие ниппелей избавит конструкцию от перекосов.
После того, как секции сняты, можно приступать к их очистке.
Сборка устройства
Если знать, как разобрать алюминиевый радиатор, то и сборка, которая производится в обратной последовательности, так же не составит больших трудностей:
-
Проводится «инспектирование» состояния резьбы на всех секциях и изучается их поверхность на предмет сколов.
- Каждый ниппель необходимо несколько раз вкрутить и выкрутить, чтобы обеспечить легкость при последующей их фиксации.
- Если на местах соединения секций нанесен слой краски, то его необходимо зачистить наждачной бумагой до алюминиевого основания батареи. Это убережет конструкцию от разрушения, так как со временем краска трескается, под нее попадает теплоноситель, создавая на поверхности микротрещинки.
- Если после снятия краски на месте стыка была обнаружена резиновая прокладка, то ее следует срезать и заменить на новую.
- Закручивается ниппель, на который натягивается прокладки из силикона.
- С другой стороны ниппеля прикручивается следующая секция. Нужно следить, чтобы каждый элемент был плотно подогнан. Таким образом, собирается воедино вся конструкция.
Производя закрутку ниппелей, нельзя применять силу, иначе можно сорвать резьбу. Если потек алюминиевый радиатор отопления, что делать, лучше спросить у профессионалов, особенно если это произошло в разгар сезона. Горячий теплоноситель может стать причиной сильных ожогов, поэтому следует быть осторожными.
Ремонтирование секций
Как заменить секцию алюминиевого радиатора?
Как правило, существует несколько способов, как поменять секцию в алюминиевом радиаторе или отремонтировать ее и к этому типу работ относятся:
- Замена уплотнителей, для чего батарея демонтируется и разбирается на секции.
- Если стоит вопрос, как устранить течь в алюминиевом радиаторе в отопительный сезон, то самым надежным способом будет полное удаление или замена секции, но если по какой-то причине этого сделать не получается, то можно применить холодную сварку.
- При небольших дефектах рекомендуется воспользоваться специальными средствами для припоя алюминия, но эта работа требует определенных навыков. Даже имея знания, как устранить течь в алюминиевом радиаторе отопления, эта мера считается временной, чтобы «продержаться» до конца сезона.
- Аргонная сварка признана самым надежным способом ремонта батарей, но так же требует специальной подготовки.
При любом типе работ с алюминиевыми батареями следует помнить, что этот металл достаточно мягкий и требует бережного обращения с собой. С другой стороны, если устройства установлены и эксплуатируются правильно, то вопрос, почему текут алюминиевые радиаторы отопления, не должен возникнуть вовсе.
Пайка батарей из этого металла – дело «неблагодарное», так как он при взаимодействии с кислородом начинает окисляться, образуя пленку на своей поверхности.
Для этих целей лучше всего подходит железно-канифольный флюс, которым нужно покрыть предварительно очищенную поверхность, а затем при помощи паяльника ввести припой прямо под слой флюса.
Такой вид ремонта годиться только при небольших протечках.
Ремонт, даже самый легкий, требует пристального внимания и некоторых навыков, не зависимо от того, потекли алюминиевые радиаторы отопления или засорился. Подобные работы лучше предоставить профессионалам, так как алюминий – это крайне «привередливый» металл.
Пошаговая инструкция по установке чугунных батарей в квартире
Монтаж чугунных радиаторов имеет ряд отличительных особенностей. В первую очередь, это связано с тяжелым весом изделий, которые невозможно устанавливать в одиночку.
Также будет отличаться и метод соединения батареи с трубой. Если стальные и алюминиевые трубы мы соединяем с помощью резьбы, то здесь будет использоваться газовая сварка. Прежде чем приступить к монтажным работам, необходимо запастись необходимым набором инструментов и материалов.
Газосварка Уровень |
Набор ключей Рулетка и карандаш |
Перфоратор |
Материалы:
- комплект батарей нужного размера;
- уплотнитель (лен или лента ФУМ);
- фурнитура (заглушки, тройники);
- кран Маевского;
- терморегулятор;
- крепежные элементы (кронштейны).
Демонтаж старого радиатора |
Проводим демонтаж старой батареи. С помощью болгарки аккуратно отсоединяем чугунную конструкцию, убедившись перед этим, что вся система отключена, и остатки воды из труб слиты. |
Перед началом монтажа необходимо выполнить разметку под крепления для батареи Общая схема разметки под кронштейны для радиатора |
Определяем на стене место размещения батареи в комнате. Установив радиатор четко по центру окна, мы добьемся нормальной и естественной циркуляции воздуха в помещении.
|
Монтируем кронштейны и устанавливаем на них батарею |
Устанавливаем кронштейны в стену.
|
Подключение батареи Байпасс |
Начинаем подключение радиатора к системе отопления.
Примечание. Если вы хотите установить кран, перемыкающий подачу воды, то следует выполнить перемычку (байпас). В противном случае, вы перекроете подачу тепла своим соседям! |
Финальная проверка |
Проводим тестирование монтажа. Постепенно откручиваем кран и запускаем воду. Делать это необходимо медленно, не давая мощному потоку воды сразу заполнить радиатор, во избежание гидроудара. |
В заключение, мы хотим вам предложить подробно ознакомиться с видео инструкцией по монтажу радиаторов своими руками, чтобы вы наглядно увидели некоторые особенности установки.
Правильная установка радиатора в квартире – это залог эффективной работы отопительной системы и комфорта в доме. Поэтому строго следуйте всем правилам этой инструкции и у вас все обязательно получится.
Сгоны
Как снимают радиатор, подключенный к подводкам сгонами?
- Строньте трубным ключом №1 — №2 контргайки на подводке. На контргайках всегда правая резьба, независимо от их расположения относительно радиатора,
- Сгоните контргайки до конца резьбы сгонов. Если наслоения краски и ржавчина мешают сделать это, предварительно прогрейте подводку строительным феном, паяльной лампой или импровизированной газовой горелкой из баллончика и насадки к нему,
Слева — исходное положение, справа — согнанная по резьбе контргайка.
- Удалите с резьб остатки спрессованной подмотки (обычно старые резьбы подмотаны пропитанным свинцовым суриком сантехническим льном). Это можно сделать плоской отверткой или ножом,
- Строньте и сгоните вслед за контргайками радиаторные пробки. При одностороннем подключении обе проходные пробки с правой резьбой, а вот при диагональном одна из проходных пробок — левая. На обратный ход резьбы указывает буква «л» на плоскости второй пробки, расположенной с той же стороны радиатора.
Буква «Л» говорит о левой резьбе.
Чтобы отвернуть чугунную пробку, используйте трубный ключ №3-№4. Если она не страгивается, прогрейте коллектор первой секции. Дальше на вашей стороне сыграет тепловое расширение: диаметр коллектора незначительно увеличится, и резьба стронется с небольшим усилием.
Будьте готовы к тому, что из вскрытой батареи вытекут остатки воды вместе с грязью.
Подчеркиваю: греть нужно не пробку, а секцию.
При выкручивании левой пробки вас ждет неприятный сюрприз: вращая ее, вы одновременно будете вкручивать сгон в радиатор. Если со стороны подводки есть резьбовое соединение — не выворачивайте радиаторную пробку, а выверните из муфты или уголка сгон. Он уйдет в отверстие в пробке, а затем, после демонтажа батареи отопления, вывернется без всяких усилий.
Диагональное подключение на сгонах. Слева нужно не выкручивать пробку, а разбирать ближайшую к ней резьбу на подводке.
Что делать, если донышко чугунной пробки отломилась, а резьба осталась внутри секции?
- Прогреть коллектор,
- Приставив зубило к чугунной детали по касательной по ходу ее выкручивания, ударами молотка провернуть на несколько оборотов,
- Когда край резьбы покажется из коллектора, вывернуть ее пассатижами.
Нередко длинная резьба на конце подводки вблизи контргайки оказывается изъеденной ржавчиной или украшенной свищом. Что делать в этом случае?
Нам понадобятся:
Латунная или чугунная муфта соответствующего диаметра,
Латунная муфта. Размер — 1/2 дюйма.
Короткий сгон с длинной и короткой резьбами. Лучше — латунный. Да, его цена в два-три раза выше, чем у стальной детали, но это компенсируется практически неограниченным сроком службы.
Способ ремонта подводки предельно прост:
- Отрезаем с подводки резьбу, оставив только первые пять ниток,
- Прогоняем резьбу плашкой,
- Подматываем,
В качестве подмотки на отоплении я использую сантехнический лен с пропиткой быстросохнущей краской на органическом растворителе. Она не дает органическому волокну загнить при низкой температуре и выгореть при высокой.
Состояние пропитанного краской льна после нескольких десятилетий службы.
- Наворачиваем муфту,
- Вкручиваем в муфту подмотанную короткую резьбу сгона.
Монтаж алюминиевых радиаторов отопления своими руками
Алюминиевые радиаторы, по мнению специалистов, на сегодня зарекомендовали себя как эффективные и универсальные теплоснабжающие приборы. Их основное преимущество заключается в наилучшем соотношении между их стоимостью и теплоотдачей. Современные алюминиевые радиаторы позволяют эффективно их использовать в имеющихся условиях теплоснабжения, главное — правильно выполнить монтаж алюминиевых радиаторов отопления.
Работа выполняется в следующем порядке:
- Прежде, чем производится установка алюминиевого радиатора отопления, отмеряют середину проема окна. Эта отметка является основным ориентиром при проведении монтажа алюминиевых радиаторов отопления. Упростить измерения поможет использование строительного уровня — хорошо, если он будет лазерным.
- Рулеткой размечают середину окна и по уровню проводят вертикаль. Дальше измеряют высоту стены в промежутке от пола до подоконника. Потом отступают от подоконника 10 сантиметров и проводят горизонтальную линию, которая будет верхней границей отопительного прибора.
- Теперь нужно измерить алюминиевый радиатор. Петли в семисекционной батарее будут располагаться между первой и второй секциями, а также между шестой и седьмой. Требуется узнать расстояние между перечисленными секциями. В данном случае это 42 сантиметра. По обе стороны от вертикали отмеряют по 21 сантиметру и на горизонтали ставят метки. Разметка для верхних петель завершена.
Для определения месторасположения нижних петель измеряют расстояние между верхней и нижней трубами прибора. Например, в радиаторе Стера это 40 сантиметров. Теперь от каждой из этих меток отступают вниз на 40 сантиметров и ставят отметки. Дальше следует установка алюминиевых радиаторов отопления.