Огнетушители автомобильные

Разновидности

В том же Своде Правил говориться, что в автомобилях можно использовать один из трех видов: порошковый, водяной или газовый (углекислотный). Сразу обозначим, что водяная разновидность при минусовых температурах не работает. Вода или водный раствор просто внутри корпуса замерзает. И от такого автомобильного огнетушителя толку не будет, пригодность нулевая. Поэтому остаются порошковый с маркировкой «ОП» или углекислый «ОУ».

Из этих двух специалисты выделяют порошочную модель. Во-первых, она по своим огнетушащим характеристикам углекислоте не уступает. Во-вторых, она дешевле. В-третьих, легче, поэтому удобнее в использовании.

Что касается марки, то в легковых автомобилях используют ОП-2 и ОУ-2. Если есть возможность, то рекомендуется приобрести модели ОП-3 или ОУ-3. Они дороже, по высоте такие же, как и предыдущие марки, только в диаметре чуть больше и вес тяжелее. Но у них огнетушащего вещества на 30% больше, что в экстремальных ситуациях немаловажный фактор.

Один момент, касающийся ОП-2. В его конструкции присутствует раструб очень маленького размера. Это иногда становится причиной отказа молодого инспектора не принимать машину, то есть появляется ситуация не прохождения авто технического осмотра. Владелец машины и ОП-2 должен знать, что раструб в приборе есть. Он просто похож на пластиковый колпачок.

Огнетушитель порошковый закачной автомобильный

Углекислотные

Внутрь баллона закачивается двуокись углерода. Это газ, который вылетает из раструба с низкой температурой, что способствует снижению температуры в зоне горения. Плюс, покрывает собой ту же зону, не давая кислороду проникнуть в нее.

Если говорить о преимуществах ОУ, то отметим:

  • газ проникает в самые труднодоступные места;
  • не оставляет на автомобиле разводов;
  • при долгом хранении не изменяет своих технических характеристик, качеств и свойств;
  • сам по себе газ – это неплохой диэлектрик.

Что касается недостатков, то это всего лишь одна позиция – при применении образуется облако, которым можно отравиться, если концентрация огнетушащего вещества большая.

Огнетушитель углекислотный автомобильный

Порошковые

Принцип работы этой разновидности основан на преобразовании порошкообразной субстанции в пену, когда он соприкасается с горячими поверхностями и продуктами горения. Большой и главный плюс ОП – возможность использовать для тушения пожаров разной степени горения. Касаемо недостатков, то это образование достаточно прочного слоя, который с трудом удаляется с поверхностей автомобиля после пожара.

В зависимости от того, в каком состоянии внутри баллона находится огнетушащее вещество, ОП разделяются на три группы. Каждая из них обозначается определенной буквой, которая добавляется к марке прибора.

  • Буква «З». Это так называемые закачные агрегаты. Порошок просто закачивается в баллон под давлением, что и обеспечивает его скорость подачи при использовании ОП.
  • «Б» обозначает, что внутри баллона кроме порошка находится сжатый воздух. При нажатии на ручку, происходит прокол баллона. Воздух вырывается наружу через сопло, увлекая за собой порошок.
  • Буква «Г» обозначает, что внутри баллона находится так называемый газогенерирующий патрон. В последнем находятся специальные вещества, которые при соприкосновении с воздухом образуют давление. Патрон при давлении рукой на рукоятку прокалывается специальным шипом. Так происходит смешивание внутри расположенного вещества с воздухом, находящимся внутри баллона.

Порошковый с газогенерирующим патроном

Контрольно-учетные мероприятия

В число основной эксплуатационной документации, ведущейся на предприятии, входят технический паспорт на изделие и журнал испытаний и перезарядки устройств. В них фиксируется вся информация о техническом обслуживании, перезарядках, проведении ремонта и испытания. Все мероприятия по обслуживания приборов должны отражаться в основных документальных формах, ведущихся на предприятии.

Все практические действия, касающиеся содержания и контроля над состоянием устройств, должны влиять на повышение качества противопожарной обороны объекта. В соответствии с результатами работы по контролю состояния и обслуживанию огнетушителей производится комплектование локальных объектов работоспособными приборами.

Запорно-пусковое устройство

Запорно-пусковое устройство углекислотного огнетушителя состоит из корпуса (1) скрепляющегося с баллоном конической резьбой. Головка корпуса выполнено соответственно с входным и выходным каналами, с расположенным в ней соосно входному каналу запорным клапаном.

Выходной клапан служит для присоединения раструба при эксплуатации, зарядной станции при перезарядке, входной клапан предусмотрен под предохранительную мембрану (4).

Запорный поршень (2) выполнен со штоком (7) скрепленным с верхним рычагом и подпружинен пружиной (3), которая расположена на конце штока.

На головке ЗПУ расположены поворотный рычаг управления (8) и рукоятка (10) для переноски огнетушителя. Рычаг обеспечивает пользователю удерживать и одновременно управлять потоком огнетушащего заряда, используя только одну руку.

ЗПУ огнетушителя оснащен блокирующим фиксатором (чекой), исключающей срабатывание огнетушителя при переноске, падении, вибрации или случайном воздействии на элементы запуска. Чека пломбируется одноразовой пломбой завода-производителя или организации производившей ремонт и перезарядку.

ВНИМАНИЕ! Эксплуатация огнетушителя без чеки и пломбы не допускается. Запорно-пусковое устройство на углекислотном огнетушителе может устанавливаться рычажного или вентильного типа

ЗПУ обоих типов имеет предохранительную мембрану, срабатывающую и разряжающую баллон при повышении в нем давления выше 16,6 — 18,6 МПа (166…196 кгс/см2). Превышение может возникнуть, например, из-за нагрева баллона огнетушителя свыше 45 °С

Запорно-пусковое устройство на углекислотном огнетушителе может устанавливаться рычажного или вентильного типа. ЗПУ обоих типов имеет предохранительную мембрану, срабатывающую и разряжающую баллон при повышении в нем давления выше 16,6 — 18,6 МПа (166…196 кгс/см2). Превышение может возникнуть, например, из-за нагрева баллона огнетушителя свыше 45 °С.

«Вентиль-запор» приводится в действие от руки поворотом маховичка влево до отказа. К недостаткам данного типа вентиля относится сравнительно большое число поворотов маховичка при открывании и возможность закупорки вентиля снегообразной углекислотой. Количество оборота маховичка для полного открывания (закрытия) вентиля ОУ-2 и ОУ-5 равно 2,2 — 3,2, а огнетушителя ОУ-8 – 5,2.

Испытание ЗПУ на герметичность проверяется давления не ниже 14,7 МПа (150 кгс/см2). Головку ЗПУ испытывают гидравлическим давлением 22,5 МПа (225 кгс/см2) не менее 60 с. Наличие утечек воздуха проверяют погружением испытываемого узла в ванну с жидкостью или обмыливанием контролируемых мест.

Основные технические характеристики ЗПУ

Показатели Значение
Пробное гидравлическое давление в МПа (кгс/см2), не менее 60 сек. 22,5 (225)
Пробное давление для проверки герметичности, не ниже МПа (кгс/см2) 14,7 (150)
Рабочее давление, МПа 2,5 max
Диапазон срабатывания мембраны предохранительного устройства в МПа (кгс/см2) от 18 МПа до 22 МПа (188-230)
Диапазон температур эксплуатации от -25 °С до 50 °С.
Назначенный срок службы, лет 10

Что такое ТО огнетушителей и зачем оно нужно

Согласно правилам, разработанным МЧС, средства защиты нужно хранить в определенных местах и регулярно осматривать. Главное — использовать устройства по их прямому назначению. Огнетушитель — сложный прибор, наличие которого обязательно в помещении (офисах, торговых зданиях, частных квартирах) и в машине, то есть везде, где может возникнуть пожар. Все данные, касающиеся прибора: его внешние характеристики, габариты, а также график проверки заносятся в специальные документы. Это позволяет отслеживать состояние прибора.

Техническое обслуживание (ТО) огнетушителей — комплекс мер, включающих обеспечение условий правильного хранения, проверку, своевременную перезарядку, диагностику и ремонт по необходимости. Они должны проводиться отдельно для каждого устройства. Данная процедура нужна для поддержания работоспособности защитных средств, чтобы они сохранили свои полезные свойства. Огнетушители используются чаще шлангов в пожаротушении. Порой от функциональности прибора зависит жизнь и безопасность людей.

Бытовые изделия

Если речь идет о приборах, предназначенных для бытового использования, необходимо в первую очередь ориентироваться на наполнитель. Сегодня распространены устройства следующих видов:

  • Порошковые. Срок годности таких изделий составляет не более десяти лет.
  • Углекислотные. Менять огнетушители с таким наполнителем необходимо через каждые 10-20 лет, в зависимости от конкретных указаний производителя.
  • Воздушно-пенные. Срок годности – десять лет.

При этом не стоит забывать, что свой срок годности есть не только у баллонов, содержащих жидкость, но также и у наполнителя. Поэтому устройства необходимо периодически перезаряжать, в противном случае гарантировать их нормальное функционирование нельзя.

Основные виды порошковых огнетушителей

Существуют два основных вида порошковых огнетушителей:

  • закачные;
  • газогенераторные.

Закачные огнетушители заряжены огнетушащим порошком и закачаны инертным газом (азот, углекислота) или воздухом под давлением около 16 атм.

Принцип действия газогенераторных огнетушителей заключается в использовании энергии, генерируемой в момент запуска газа для выброса огнетушащего вещества. Могут применяться в любых условиях как первичное средство пожаротушения. Кроме необходимого времени ожидания (6-10 сек.) сразу после запуска, принципиально не отличаются от закачных огнетушителей.

В зависимости от своей емкости порошковые огнетушители делятся на такие типы:

  • переносные;
  • передвижные.

Объем баллона переносных огнетушителей варьируется в диапазоне от 1-го до 10-ти литров:

  • ОП-1 (1 л)
  • ОП-2 (2 л)
  • ОП-3 (3 л)
  • ОП-4 (4 л)
  • ОП-5 (5 л)
  • ОП-8 (8 л)
  • ОП-10 (10 л)

Передвижные порошковые огнетушители бывают объёмом:

  • 50 литров;
  • 100 литров.

Двуокись углерода

Газообразный разбавитель – углекислота, полное название – диоксид или двуокись углерода жидкий (сварочный), газ с химической формулой СО2. В нормальных условиях представляет собой газ без цвета и запаха, «кислотообразующий окисел», при попадании на слизистую оболочку губ и рта вызывает кисловатый привкус.

В технике сжиженный газ двуокись углерода принято называть – углекислотой, хотя, конечно, это не кислота (кислота – это водородные соединения), сжиженный же газ имеет формулу СО2, но по традиции и огнетушители и установки газового пожаротушения работающие со сжиженным двуокись углерода называют — углекислотными.

Углекислота хорошо растворяется в воде: при атмосферном давлении в 100 объемах воды растворяется при 0° С — 171 объем двуокись углерода, при 15° С — 102 объема, при 30° С — 66 объемов и при 60° С — 36 объемов.

Плотность углекислоты по отношению к воздуху составляет 1,524. При температуре 6° С и 760 мм рт. ст. 1 л углекислоты при нормальных условиях — весит 1,97686 г.

Температура плавления углекислоты около 56° С. Температура кипения — 78,5° С, поэтому превратить углекислоту в жидкость одним охлаждением невозможно. Нельзя также получить жидкость из твердой углекислоты, при повышении температуры углекислота превращается в газ, не плавясь.

Углекислота сжижается только под давлением. Упругость паров углекислоты равна, при температуре 0° С — 0,35 МПа; при 10° С — 0,45 МПа; при 20° С — 0,57 МПа. Критическое давление для углекислоты 7,3 МПа, критическая температура — 31,3° С.

Сжиженная углекислота бесцветна и подвижна. Ее удельный вес при температуре минус 20° С равен 1, при 0° С — 0,947, при 20° С — 0,772, при 30° С — 0,46, коэффициент расширения — в интервале температуры от 0 до 30° С объем увеличивается почти в 1,5 раза.

Теплота испарения жидкой углекислоты — 47,7 кал/кг. При испарении из 1 кг жидкой углекислоты образуется 509 л газа, при испарении 1 л — 462 л газа.

Удельный вес твердой углекислоты при температуре минус 79° С равен 1,53; температура плавления (под давлением 0,5 МПа) — 56,7° С; кипения (возгонки) — 78,5° С; теплота плавления 45,3 кал/кг, испарения (при 78,5° С) 136,9 кал/кг.

Транспортировка и хранение углекислоты осуществляется в сжиженном состоянии в стальных баллонах емкостью 40 литров. Углекислота находится под давлением 7,0 МПа (70 кгс/см2).

Транспортные баллоны под перевозку углекислоты, окрашены снаружи черной краской с нанесением желтой надписи «УГЛЕКИСЛОТА» на длину не менее 1/3 окружности, высота букв на баллоне 60 мм.

Паспорт баллона находится на верхней сферической части, покрыт бесцветным лаком и обведен желтой краской. На паспорте выбиты и отчетливо видны технические характеристики баллона.

При давлении в 3,6 МПа двуокись углерода переходит в жидкое состояние, а при превращении в газообразное состояние, колоссально увеличивает свой объем, что приводит к резкому снижению собственной температуры. Так и возникла идея, используя закон Бойля-Мариотта, получать эффективное огнетушащее вещество – углекислота.

К числу недостатков углекислоты, как огнетушащего вещества, относится отсутствие у нее смачивающей способности, в связи с этим углекислотой практически невозможно потушить тлеющие материалы — класс пожара А (дерево, бумага, опилки и т.п.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Усадьба в Ачинске
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: