Браширование древесины: методы, используемое оборудование, характеристики готового результата

Методы состаривания дерева

Искусственное состаривание дерева активно применяется дизайнерами в создании уникальных интерьерных проектов. Объясняется такая популярность просто: древесина сохраняет все свои физические характеристики, при этом приобретает новый, эффектный и самобытный вид.

Существует три метода состаривания древесины:

  1. Механический – деревянная поверхность либо обрабатывается щеткой из металла, в результате чего снимается мягкий верхний слой, а фактура становится рельефной (брашировка); либо наносятся тонирующие составы с последующей шлифовкой доски (патинирование). Часто оба способа комбинируют для получения более выразительной фактуры и цвета дерева.
  2. Химический – на поверхность наносится специальный состав на основе щелочи или нашатырного спирта, меняющий цвет верхних слоев древесины лиственных пород.
  3. Термический – слабый обжиг древесины любого вида горелкой с последующей шлифовкой металлической щеткой и тонированием.

Несмотря на сложность, технология браширования древесины сегодня является одной из самых популярных среди всех видов декоративной обработки. Она используется при изготовлении стилизованной под старину мебели, паркета, настенных и потолочных панелей, дверей, лестниц, настилов. Подобная декоративная отделка уместна в интерьере квартир, кафе, магазинов, галерей, студий. Состаренное дерево добавляет любой обстановке выразительности, намекает на «историчность» места.

Состаривание дерева

Декоративная обработка деревянных покрытий под старину сегодня переживает настоящий бум. Дизайнеры всего мира создают неповторимые шедевры, черпая вдохновение в элементах старинного декора. Данный вид обработки материала нашел широчайшее применение не только в создании стилизованного внутреннего убранства помещений (например, обработка картин, мебели, создание винтажных форм и др.), он значительно расширился и продолжает развиваться, образовав собственный стиль в архитектуре и дизайне помещений. На этапе планировки и строительства архитекторы привносят в свои проекты, делая их эксклюзивными, множество решений, включая декорированные под старину потолочные балки, двери, панели, элементы фасада и прочее.

Патинируют поверхность, как правило, красящим составом тёмных оттенков. Для этого можно воспользоваться морилкой, акриловой краской, или воском. Предварительно на всю поверхность наносят достаточное количество краски. После этого необходимо удалить красящее вещество с выступающих частей рельефа, воспользовавшись мягкой тканью. Это сделает текстуру дерева более выразительной. Заключительным штрихом будет нанесение тонкого слоя бесцветного лака на поверхность, который сохранит ее от механического воздействия и сделает более гладким.

Способы состаривания брашированием

Шлифовка щетками

Такая методика основана на первоначальном выбирании верхнего не твердого слоя при помощи жесткой щетки из металла. Затем предполагается довести древесную структуру до кондиции.

В этом случае уже применяются мягкие щетки из синтетического материала, а также шкурка для шлифовки.

Абразивно-струйная шлифовка

При помощи абразива предстоит счистить все волокна. Причем он должен подаваться под значительным давлением. Абразивом обычно служит либо пищевая сода, либо песчаная масса.

Первый вариант более мягок. Если сравнивать с первым, настоящий способ относится к более щадящему. Меньше усилий потребуется на шлифование. Результат получается более равномерным. Проникая в любые места, абразив помогает упростить отделку домов из бруса или бревен.

В качестве недостатка обычно рассматривается невозможность устранить сложные дефекты на материале наряду с механическими повреждениями.

Химическое воздействие

  • Предварительно предстоит нанести состав. Он может оказаться, как кислотным, так и щелочным. После того, как все мягкие части выжжены, применяют щетки.
  • Потребуется не только сильная концентрация, но и несколько заходов, после каждого из которых проводится смыв. Щетки, как и последующая шлифовка не применяется. Способ хорош исключительно для древесной светлой породы.
  • После облегченного браширования остаются едва заметные шероховатости. Грубый оставляет неровности с перепадом в пру-тройку миллиметров. Чтобы замаскировать искусственность отделки наносятсялибо сколы, либо выполняются зарубки.
  • На этом, однако, процесс рано считать законченным. Наибольшую декоративность и выразительность натуральному узору придаст окрашивание. Можно применить и морилку, и краску.
  • Дерево в конце необходимо пропитать, применив для этих целей воск или масло из льняных семян. Можно просто отлакировать и отшлифовать.

Браширование

Слово браширование происходит от английского и переводится как щетка. Брашированием называется обработка древесины, отличающаяся нестандартностью и необычностью, при которой с ее поверхности с помощью специальной щетки выскребают мягкие волокна. В итоге получается поверхность, которая имеет ярко выраженную структуру годичных колец. Этот процесс можно приравнять к «искусственному старению», поскольку именно таким образом действует время на древесину, которая не защищена. Для браширования отлично подходят древесные породы, у которых ярко выраженные мягкие и твердые годичные кольца. Это такие породы, как ясень, дуб, лиственница, орех, а также такие экзотические породы, как мербау, венге, кемпас, дуссия и ятоба. Браширование не подходит для таких пород, как бук, груша, клен, вишня, тик и оливковое дерево. Согласно стандартной технологии древесина после браширования подвергается защите маслом, лаком или воском. С помощью браширования можно произвести необычное тонирование древесины, окрашивая одним цветом основную древесину, а другим цветом поры. Такое окрашивание называется эффектом патины. Таким образом, можно добиться новых, необычных и ярких цветов. Например, можно сделать белые поры на черном дубе или черные поры на красном дубе. Для основного дерева применяются такие цвета красителей: черный и белый, коричневый и красный, синий и желтый, зеленый, фиолетовый и оранжевый. А для пор красители представлены в следующих вариантах: черный и белый, красный и коричневый, голубой и желтый. Завершается процесс тонирования покрытием пола лаком. Можно придать цвет также с помощью масла или воска, но в таком случае окраске подвергаются только поры древесины, а основная ее часть останется либо бесцветной, либо будет иметь ели заметный оттенок цвета пор. Однако масло и воск требует более сложного ухода, так как светлые оттенки отличаются непрактичностью. Поэтому предпочтительнее использовать лак.

Техника безопасности

Работа по брашированию хоть и не является особо сложной, требует много сил и времени. Для качественного выполнения декоративной обработки потребуется покупка дорогостоящих красок, морилок и прочих средств. Пары растворов при химическим способе, запах краски и лаков особенно вредны для нашего здоровья — следует купить респираторы, однако и при механической обработке есть много моментов, от которых мы должны защитить себя:

  • Работайте в перчатках, используйте респиратор и защитные очки;
  • Если работа ведется с применением электрических машинок, соблюдайте все требования безопасности, защищающие от удара током и повреждений от вращающихся механизмов.

Свойства и строение
Породы и сорта
Сушка и заготовка
Обработка
Инструменты

Состаривание

Шебби-шик

Техника «шебби-шик» имитирует слои облупившейся краски, словно у вещи было множество владельцев, каждый из которых перекрашивал ее согласно своему вкусу. Чтобы добиться такого эффекта за 10 минут, а не за десятилетия, рассказал Михиал, нужно использовать парафин. Он наносится на первый слой краски в тех местах, где должны быть потертости. После этого второй слой краски на этих местах будет легко сниматься наждачно бумагой. Повторять прием можно необходимое количество раз.

Совет. При использовании парафина финальным штрихом должно стать вощение готовой вещи. Если вместо парафина использовано мыло, заканчивать работу нужно покрытием поверхности матовым акриловым лаком (глянцевый будет неуместен на состаренной вещи).

Потертости

Выступающие части вещей со временем становятся светлее, а в углублениях, наоборот, появляется темный налет. Чтобы имитировать первый эффект, можно взять простую наждачку и ошкурить тонированное или протравленное дерево, для второго же можно использовать темно-бурый битумный лак. Он наносится на вещь на 3-4 часа, затем излишки стирают смоченной в воде или уайт-спирите тряпкой

Важно помнить, что битумный лак не застывает самостоятельно, так что такую вещь в финале необходимо покрыть шеллаком

Совет. Имитировать испачканную поверхность можно с помощью масляной краски, нанося ее на вещь промакивающими движениями с помощью губки. Только не используйте для этого черный пигмент: он намертво въедается в материал, и его излишки очень сложно удалить.

Финальная отделка

Старение столешницы, двери, щита и т.п. завершается окраской. Хороший результат даёт несколько стадий. Прежде всего, надо тщательно удалить с поверхности пыль от шлифовки. Лучший способ – мощная воздушная струя. Единичные изделия можно продуть пылесосом, но при серийном производстве без компрессора не обойтись.

Он понадобится и для нанесения покрытий. Их несколько.

  • Грунтовка.
  • Окраска. Классический брашировочный цвет – серый со всеми оттенками. По шкале RAL их 48: от серой белки до перламутрового мышино-серого. Именно его имеет древесина, которая провела десяток лет под солнцем, осадками и ветрами.
  • Патинирование с последующей шлифовкой.
  • Очистка от пыли, лакирование.

Используются также древесные масла, способные из-за высокого содержания линоленовой кислоты образовывать плёнки. Древесное масло – маркетинговое название олифы (прокипячённое масло). Лучшая из них – льняная: до 80 % кислоты (подсолнечная – 30%).

Работа с маслами требует навыка: их надо втереть так, чтобы не осталось мини лужиц и ручейков. После высыхания удалить их невозможно.

Как выбрать материал?

Следует иметь в виду, что далеко не каждые вид древесины можно обрабатывать способом браширования — это объясняется разницей в строении волокон. Хорошо подвергаются состариванию мягкие сорта дерева, а также древесина средней твердости, так как фактура годовых колец у них более четко выражена.

К ним относятся:

  • дуб;
  • венге;
  • ясень;
  • орех;
  • сосна;
  • лиственница;
  • береза;
  • кедр;
  • акация;
  • яблоня;
  • осина;
  • ольха;
  • акация.

После обработки у таких досок отчетливо различается рельеф, узор приобретает выразительный вид. На поверхности просматривается структура борозд, появляются цветовые контрасты. При этом чем мягче порода, тем более фактурной будет поверхность. Чаще всего обработке подвергают наборный или необрезной брус.

Отдельные разновидности древесины непригодны для искусственного старения:

  • тик;
  • бук;
  • клен;
  • груша;
  • вишня;
  • липа.

Волокна таких деревьев выражены слабо. Технология будет неэффективной и для тропических деревьев — из-за особенностей климата у них вовсе отсутствуют годовые кольца. Легкое состаривание можно выполнять на вагонке или фанере.

Методы обработки

Ручной метод обработки

Наиболее высокий класс поверхности можно достигнуть при ручном брашировании. При этом используется щетка. Щетка используется для снятия волокон по слоям

Важно отметить, что броишрование без автоматизации процесса дает возможность достигнуть более высокого класса

Периодически, после снятия каждого слоя, может проводиться обжиг. Обжиг позволяет изменить структуру, изменить цвет основы. Щетка подбирается с учетом типа массива древесины.

Целесообразно применять ручной способ снятия волокон при создании декупажа. Декупаж – специальный метод декорирования, позволяющий вручную создать красивые вещи. При этом декупаж покрывается маслом или лаком для придания особого эффекта. Часто проводится обжиг поверхности для достижения неповторимого результата.

Ручной способ редко применяется для получения досок для пола. Только дорогая доска для пола высокого класса получается путем обжига и ручного снятия волокон.

Механизированная обработка

Декупаж можно получить только ручным методом обработки, однако в других случаях используется УШМ. Это связано с тем, что декупаж требует кропотливой работы, а УШМ используется только при большом объеме работы.

К особенностям использования УШМ можно отнести:

  1. инструмент под названием УШМ – угловая шлифовальная машинка, которая редко используется при создании декупажа, но получила широкое распространение в массовом производстве;
  2. УШМ имеет сменные насадки, которые можно подобрать согласно типу древесины. Провести их смену можно быстро;
  3. как правило, УШМ работает от сети бытового напряжения. Есть варианты исполнения, которые могут питаться от встроенного источника питания;
  4. в некоторых случаях УШМ используется для выполнения первичного этапа старения поверхности. После этого может проводиться ручное снятие слоев. Поэтому в некоторых случаях материалы для декупаже также изначально обрабатывается УШМ;
  5. инструмент позволяет значительно ускорить процесс, что снижает стоимость его проведения;
  6. Качество получаемого результата несколько ниже, но зачастую его достаточно.

Механизация также дает возможность проводить обжиг или покрытие поверхности маслом. Покрывать поверхность маслом или лаком следует по причине того, что волокна очень восприимчивы к воздействию температуры или перепадов влажности. Обжиг в меньшей степени позволяет защитить структуру. Зачастую обжиг становится предварительным этапом перед покрытием поверхности нейлоновой или другой основы. Изменить внешний вид можно при использовании продукта лакокрасочного производства.

Оформление предметов интерьера в соответствии со стилистикой помещения – одно из неотъемлемых заданий дизайнеров в наше время. Особенно популярным стал метод придания дереву состаренного вида с помощью различных средств.

Это объясняется тем, что в век машин и достаточно тесной городской застройки природные материалы, такие как древесина, являются неким островком безопасности для человека – его связи с природой. Добиться этого можно с помощью браширования, которое имеет свои секреты и особенности.

Восстановление внешнего вида древесины

С такой необходимостью приходится сталкиваться повсеместно. Если предмет меблировки прослужил некоторое время, и на отдельном участке или по всей площади появились дефекты, утрачен первоначальный декор, то это устраняется сравнительно легко, своими руками. В принципе, данная технология является одой из разновидностей старения дерева.

Порядок работы:

  • Удаление нанесенных слоев (зачистка древесины до основы). Используется шкурка. Размер зерна выбирается исходя из сложности обработки.
  • Оголенное дерево покрывается (в 2 слоя) акриловой краской (черной).
  • Любая мебель имеет своеобразную конфигурацию. Следовательно, все выступающие места (углы, скосы, сегменты вокруг ручек и так далее) со временем истираются. После определения данных участков они натираются парафином. Свечку в доме найти несложно.
  • Окрашивание древесины в требуемый цвет.
  • После просыхания состава парафин смывается (счищается), и на обработанных им участках проявится темная краска.
  • Финишное .

Автор напоминает, что в статье обозначены лишь наиболее простые в реализации своими руками способы искусственного состаривания дерева. Их, также как и используемых инструментов, препаратов, достаточно много. Но если понятен смысл всех технологических операций, то несложно разработать и собственную методику. Специфика работы и местные условия сами подскажут, что и как целесообразнее сделать.

Мода последнего времени на винтажные изделия, автомобили и одежду в стиле ретро не обошла стороной и дизайн деревянных изделий. Обработка дерева под старину позволяет и в новостройках создать интерьер, который выглядит так, будто квартира досталась хозяевам в наследство от прадедов. Хозяева загородных домов оформляют старым деревом фасады и внутреннее пространство. Из искусственно состаренного дерева делают декоративные фальшбалки на потолке, лестницы, двери и другие элементы дизайна, придающие дому сходство со средневековым замком или сказочной лесной избушкой.

Высокая стоимость искусственно состаренных деревянных предметов вызывает у домашних мастеров желание сделать нужные вещи своими руками, добиваясь сразу и удешевления изделия, и подлинной его уникальности. Выполнить работу по состариванию дерева совсем не так сложно, как это может показаться со стороны. Надо только знать об основных способах достижения красивой фактурной поверхности на обычных пиломатериалах, которые можно приобрести в любой фирме, торгующей стройматериалами и деревом.

Эволюция искусственного состаривания

Сменяются годы, меняются технологии, неизменной осталась тяга к старинным принадлежностям и аксессуарам. Теперь каждый желающий может позволить себе роскошь жить в старорусском тереме, с потрескавшимися, на вид ветхими от старости и выгоревшими от солнца стенами, и балками, мебелью тех времен, деревянными лавками и обеденным столом из натурального состарившегося дерева. И все это благодаря процессу браширования древесины .

Мы постоянно испытываем тягу к чему-то новому, наблюдая за природными, естественным путем, протекающими процессами старения древесины, к наглядному конечному результату, востребованности к таким предметам, люди решили добиться более быстрого процесса угасания жизни дерева и изобрели собственную технологию искусственного состаривания с довольно коротким сроком времени.

Механическое состаривание древесины

Этот способ обычноназывают браширование или текстурирование древесины. Название пришло изанглийского языка, где слово «браш» означает «щётка».

Известно, что структурадерева имеет мягкие и твёрдые волокна. Если щёткой удалять мягкие волокна, топоверхность становится рельефной.

Механическим способом обрабатывают только породы деревьев, имеющих легко обрабатываемую структуру: орех, дуб, ель, сосна, лиственница. Не получается текстурирование у клёна, вишни, бука.

Обработку деревавыполняют двумя щётками:

  • Латунная металлическая щётка — разрывает мягкие волокна. Они «распушатся» и торчат.
  • Нейлоновая абразивная щётка — выравнивает поверхность. Абразивный материал находится в нейлоновых волосках щётки.

Подготовленнуюструганную заготовку обрабатывают болгаркой. На этом этапе браширования дискомболгарки разрушают мягкие слои древесины.

Браширование болгаркой

Металлической щёткой, зажатой в патроне дрели, сглаживают острые углы и торчащие волокна, оставленные после болгарки.

Металлическую щётку меняют на абразивный вариант. Новой щёткой полируют поверхность, а вместе с тем выделяют структуру древесины.

В любом случае антикварный вид заготовка приобретает только после покрытия лаком или маслом. В отличие отладка, масло проникает более глубоко в волокна и способно менять их цвет.

Хорошо визуально старит дерево тёмный оттенок масла. Его наносят широкой кисточкой вдоль волокон.

Чтобы масло лучше впиталось в волокна, его втирают ветошью. Процедуру нанесения, высыхания и втирания масла повторяют несколько раз. Добиваются, чтобы у заготовки появился антикварный вид.

Вдобавок для защиты промасленной поверхности от постороннего воздействия её покрывают слоем лака или краски. Хороший результат даёт покрытие глянцевым или матовым лаком наводной основе.

В результате лак затекает в неровности деревянной заготовки и получается гладкая поверхность антикварного вида.

Особенности и преимущества браширования

Браширование (от англ. brush – щетка) по своей сути является ничем иным как структурированием древесины путем дополнительной грубой обработки. Последняя заключается в удалении мягких волокон с поверхности материала, дополнительную фактуру приобретают годовые кольца. Название техника получила из-за того, что для придания нужной структуры древесине используются щетки.

Схожий эффект состаривания наблюдается у технологии пескоструйной обработки древесины, когда мягкие волокна удаляются мощным песчаным потоком. В отличие от брашированной, обработанная пескоструйным методом древесина получается более гладкой.

Виды браширования напрямую влияют на то, какие именно щетки используются:

  • Глубокое – используются щетки с толстой металлической щетиной.
  • Легкое – создается при помощи щеток с синтетической жесткой щетиной.

Браширование древесины осуществимо своими руками, чаще всего этот метод используют при небольших объемах работ, поскольку он достаточно трудоемкий и продолжительный. Брашировка массивных элементов (паркета, лестниц, крупных досок) чаще всего производится в заводских условиях, где используются специальные станки со сменными щетками, а процесс максимально автоматизирован.

Способов браширования несколько, но самыми востребованными являются следующие:

  1. Ручной – используются щетки и абразивные материалы. Ручная обработка представляет большую декоративную ценность, но более трудоемкая, подойдет для небольших элементов.
  2. Электромеханический – используется угловая шлифовальная или брашировальная машинка для соответствующих материалов, а также подходящие насадки для дрели или болгарки.

Естественное старение древесины – процесс длительный. Под действием внешних факторов (ультрафиолет, температурные перепады, осадки, ветер) происходит износ ствола дерева. Поверхность буквально крошится, на своем месте остаются только самые твердые волокна. Декоративный эффект присутствует, но в ходе естественных процессов материал теряет свои основные свойства: становится менее прочным, подвержен разрушению, гниению.

К преимуществам браширования древесины следует отнести:

  • Улучшение изначальных свойств древесины. Материал становится более крепким, менее рыхлым, устойчивым к воздействию внешних факторов, плесени, грибкам.
  • Высокие декоративные качества, основанные на заметном контрасте и яркости фактуры после удаления мягкого слоя волокон. Подобные материалы и элементы декора универсальны, вписываются практически в любой интерьер, делают его более солидным, эксклюзивным.
  • Большой выбор древесины для последующей обработки.
  • Тонирование древесины может осуществляться сразу несколькими цветами. Например, основа прокрашивается в светлый оттенок, а поры в контрастный темный или яркий.

Единственным недостатком брашированной древесины можно считать сложность обработки, процесс отнимет много сил и времени.

Кстати! После брашировки деревянную поверхность можно покрыть лаком, морилкой, воском, промаслить или тонировать с помощью пропиток. Декоративное покрытие необходимо, чтобы подчеркнуть текстуру изделия, без этого дерево будет выглядеть недостаточно выразительным.

Возможностей применения брашированного дерева множество, тем более, готовому изделию можно придать практически любой вид, отталкиваясь от общего стиля интерьера. Это может быть монотонный или комбинированный цвет, эффект пыльной или заплесневелой поверхности, имитация сколов, трещин, тиснение золотом или серебром.

Искусственное браширование древесины: цена работы

Главное задание браширования дерева – создать и подчеркнуть уникальность фактуры поверхности доски. В результате получается материал с четко проявленным рисунком природного материала. Процедура подходит для многих типов материала. Стоимость стандартной брашировки составляет 350 руб. за кв. м.

Браширование выполняется над любым видом деревянных материалов:

  • брусок;
  • вагонка;
  • планки;
  • блок-хаус;
  • планки.

Обжиг

Обработка древесины комбинированным способом (обжиг + браширование) позволяет получить необычные декоративные эффекты. Для этого по заготовке сначала проходятся газовой горелкой или паяльной лампой.

После обжига выполняется браширование щеткой. Годовые кольца при этом останутся темными от обжига, а на месте удаленных мягких волокон появятся светлыепрожилки.

Также применяют способ обжига раскаленным (200 °С) песком. Для этого в последний помещают деревянные заготовки до их потемнения, после чего брашируют.

Окрашивание или тонирование брашированной древесины

Заключительным этапом браширования станет тонирование или окрашивание обработанной поверхности. Древесину обычно покрывают морилкой на водной основе. Подобные составы подчеркивают фактуру материала, делают рельеф более выраженным.

Если в процессе поднимаются ворсинки, поверхность необходимо просушить и зашлифовать. После чего продолжить покраску.

Красить деревянную поверхность нужно так, чтобы повторить светотеневой рисунок неровностей.

Для этого всю площадь сначала покрывают морилкой или лаком более темного цвета, особенно прорабатывая впадины. Не дожидаясь высыхания состава, губкой удаляют его остатки с внешней стороны, чтобы он не впитался в твердые волокна

Затем нужно вновь покрасить всю поверхность светлым тонирующим составом, уделяя внимание гребням

Чтобы обработать поверхность большой площади (фанеру, пол), слой темного цвета нужно полностью просушить, после чего слегка пройтись по всему объему лепестковым диском (зернистость Р400-800). В конце необходимо нанести светлый лак.

Обработку древесины можно осуществлять различными методами, например, инверсивной покраской (впадины светлые, а гребни темные). Для этого сначала тонируют поверхность темным составом, сушат, после чего наносят непрозрачный лак светлого оттенка, а излишки удаляют резиновым шпателем. Так проявится темный рисунок выступающих частей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Усадьба в Ачинске
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: